Профессор В. Бернс: об эффективности дистанционного образования и не только
В рамках Дней юридической науки в Юридическом институте Сибирского федерального университета состоялась встреча преподавателей с профессором Юридической школы им. Т. Джефферсона Калифорнийского университета Вильямом Бернсом.
Отметим, что профессор Бернс является одним из пионеров в сфере дистанционного обучения юристов в США. Сфера профессиональных интересов гостя — налоговое право и методика преподавания.
Нельзя сказать, что в начале лекция-дискуссия была полезна для преподавателей Юридического института. Кажется, западная манера ведения лекций была лишней – рассказ в стиле "просто о сложном" о дистанционном юридическом образовании и его перспективах начался с долгого экскурса в биографию профессора Бернса. Конечно, назвать неувлекательным рассказ о жизни и карьере преподавателя в ЮАР, учебе в Голландии, Польше, России, Италии и Испании никак нельзя. Но суть в том, что в первые 45 минут о дистанционном образовании не было сказано ни слова, и, скорее всего, преподаватели Юридического института удивились, услышав от американца что "любая правовая система основывается на римском праве".
Однако после долгого лирического вступления Вильям Бернс наконец-таки поделился с коллегами информацией, стоящей внимания. Любопытными и ошеломляющими для аудитории стали результаты, озвученные профессором: согласно исследованиям, проведенным в 2011 году в США, эффективность дистанционного образования куда выше классического "кампусного". Гость встречи объяснил это тем, что современные технологии позволяют сделать увлекательным и эффективным не только сам процесс дистанционного образования, но и вдохнуть жизнь в любую "скучную" литературу. В книгах и учебным программах, созданных Бернсом, в ход идет все - Skype, социальные сети, презентации, программы для обмена цифровыми данными и т.д.
В ходе дискуссии, которая и заняла большую часть времени двухчасовой встречи, преподаватели задали интересующие их вопросы. Особенно активными были те, кто занимается разработкой программ дистанционного образования в Юридическом институте.
На вопрос о том, не теряется ли личностный контакт и индивидуальный подход к студенту при дистанционном обучении, профессор ответил — "пожалуй, единственный минус такого образования – студентам сложно собраться вместе и выпить пива, а собираться хочется". Если серьезно, то Бернс уверен, что дистанционное образование куда теснее связывает преподавателя и студента, чем классическое, когда читающий лекции стоит над аудиторией и не имеет с ней непосредственно тесного контакта.
Отдельной темой дискуссии стала возможность списывания у студентов ответов на контрольные вопросы из Интернета. Как оценивать, в таком случае, результаты дистанционного зачета? В этом вопросе Бернс продемонстрировал вполне западный подход к "списыванию". "Моя задача – научить студента пользоваться теми или иными источниками. В ходе обучения он должен понять, что есть источники полезные, а есть бесполезные. А то, что студент будет искать ответ на вопрос в Google – это лишь характеризует его с положительной стороны. Так делают профессиональные юристы. Я хочу научить студентов искать информацию — это главное. Иногда преподаватели спрашивают у меня: „Как вы можете быть уверены, что сдающий он-лайн зачет студент – именно тот студент?“ На это я отвечаю, что технологии не стоят на месте – уже можно идентифицировать личность за компьютером по отпечаткам пальцев. Скоро это перестанет быть редкостью".
В итоге, Вильям Бернс посоветовал российским коллегам не бояться внедрять технологии дистанционного образования в повседневное обучение студентов. "Попробуйте записать свою лекцию на видео и протестируйте ее на студентах. В последующих классических занятиях не спрашивайте у студентов материал, которые они увидели из записи. Вы сами поймете, усвоили они его или нет", — поделился опытом профессор. Также он отметил, что стоит не отходить от уже существующей в юридических ВУЗах пирамидальной системы общения со студентами – отвечать на вопросы должны магистры и аспиранты того или иного преподавателя, им нужно доверять эту работу.
В целом, наверное, лекция американского профессора стала полезным опытом для преподавателей Юридического института. Конечно, местами подвел перевод, и была не к месту американская манера изложения материала. Но, в любом случае, разговор о дистанционном юридическом образовании – важная тема, которая требует и обсуждения, и обмена опытом с западными коллегами. Особенно тогда, когда органы власти требуют динамичного развития системы дистанционного образования.