Банк "ОТКРЫТИЕ" заплатит за нарушения прав потребителей
ОАО "Банк ОТКРЫТИЕ" пыталось оспорить в суде постановление по делу об административном правонарушении краевого Роспотребнадзора.
Все началось с плановой проверки банка – типовые формы кредитных договоров, как это часто бывает, содержали условия, которые ущемляют права потребителей.
По условиям договоров банк мог устанавливать очередность удовлетворения требований, вне зависимости от назначения платежей, указанных заемщиками. Также с заемщиком могли расторгнуть договор при неисполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком любого из обязательств. Более того, потребитель при разрешении конфликта с банком в суде не имел свободного выбора территориальной подсудности споров. В итоге, Роспотребнадзор оштрафовал банк на 10 тысяч рублей и отпустил с миром, но "ОТКРЫТИЕ" решило искать справедливости в суде (дело № А33-7540/2013).
Суд согласился с Роспотребнадзором и признал пункты договора незаконными. Так, в суде отметили, что расторжение договора в одностороннем порядке возможно только в определенных случаях, предусмотренных законом. "В отношениях между кредитной организацией и гражданином одностороннее расторжение банком кредитного договора, по основанию, предусмотренному пунктом 4.1.14 кредитного договора, не допускается, так как его нельзя отнести ни к одному из оснований, предусмотренных статьями 811, 813, 814 Гражданского кодекса Российской Федерации", — отметили в суде. По третьему спорному пункту договора о подсудности суд также согласился с Роспотребнадзором. Рассмотрение споров исключительно в Железнодорожном районном суде не соответствует закону.
Таким образом, все подпункты в той или иной степени ущемили права потребителей. Штраф Роспотребнадзора признали законным, а банку отказали в удовлетворении требований.