УФАС удалось наказать банк за мелкий шрифт в рекламе
Арбитражный суд встал на сторону УФАС в "рекламном" споре. За оспариванием решения антимонопольщиков в суд обратилось ОАО "ОТП Банк" (дело № А33-10052/2012).
В ходе мониторинга наружной рекламы Красноярска на предмет соответствия требованиям закона "О рекламе" УФАС обнаружило рекламный баннер "ОТП Банк". На плакате разместили следующий текст: "Откройте вклад „Теплое отношение“ Вкусные подарки из Венгрии. До 11 % годовых* пр-т им. газеты „Красноярский рабочий“, 82. „ОТП Банк“ — доверяйте друг другу".
Ниже представители банка расшифровали ту самую "звездочку" рекламного теста: обговаривались условии вклады, процентная ставка, сроки, минимальные и максимальные строки. Решением Управления реклама была признана ненадлежащей в связи с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 закона "О рекламе". Общество обязали в десятидневный срок устранить нарушения.
Однако в ОАО "ОТП Банк" решение антимонопольщиков признали несправедливым и обратились в Арбитражный суд.
Отметим, что в соответствии с ч.7 ст. 5 закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. П. 2 ч. 2 ст. 28 того же закона предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Другими словами, печатание на рекламных плакатах выгодных условий кредитов, вкладов и прочего крупным шрифтом с различными "звездочками" и расшифровка невыгодных условий внизу нечитабельным шрифтом – стало почти традицией для рекламного рынка финансовых услуг Красноярска. Однако это является прямым нарушением положений закона "О рекламе".
Суд подтвердил выводы антимонопольщиков: "При непосредственном исследовании содержания указанной рекламы арбитражный суд установил, что большую часть рекламы занимает наиболее привлекательная для потребителя информация о предоставляемой финансовой услуги в части общего названия рекламируемой услуги Вклад „Теплое отношение“ — выгодная процентная ставка по вкладу, коммерческое обозначение, рекламный лозунг и адрес общества. Данная информация изложена крупным шрифтом. Остальная вышеприведенная информация в отношении других условий предоставляемой финансовой услуги отражена значительно меньшим шрифтом по сравнению с указанной".
Таким образом, суд счел оспариваемый акт антимонопольного органа соответствующим действующему законодательству и не удовлетворил требования заявителя.