Адвокатская палата и КРО АЮР: как сделать молодого юриста востребованным?

Адвокатской палатой красноярского края в рамках программы Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России (КРО АЮР) по содействию занятости и трудоустройству выпускников юридических ВУЗов и молодых юристов был разработан Многоуровневый механизм аттестации соискателей работы с последующим получением рекомендательного письма, направленный на решение ряда проблем, существующих в сфере трудоустройства молодых юристов.
На необходимости создания Механизма повлияли следующие причины: отсутствие востребованности выпускников юридических ВУЗов на рынке труда, дефицит квалифицированных кадров в области юриспруденции, отсутствие поддержки молодых специалистов в сфере трудоустройства со стороны государства. В реализации данного проекта предполагается задействовать специально создаваемую общественную аттестационную комиссию КРО АЮР, ВУЗы, прошедшие общественную аккредитацию АЮР и центр занятости, создаваемый на базе КРО АЮР.
Сейчас механизм реализации программы еще утверждается. Предполагается несколько вариантов. Так, например, в стадии разработки находится вопрос относительно адресатов программы. Согласно первому варианту механизм аттестации направлен на выпускников юридических ВУЗов, прошедших общественную аккредитацию АЮР и молодых специалистов в возрасте до 30 лет и (или) опытом работы до 3х лет включительно. Второй вариант предполагает, что участниками проекта станут выпускники юридических ВУЗов, являющиеся кандидатами в члены АЮР и члены АЮР в возрасте до 30 лет и (или) опытом работы до 3х лет включительно. По третьему же варианту – это только члены АЮР в возрасте до 30 лет и (или) опытом работы до 3х лет включительно. Как рассказал президент Адвокатской палаты Красноярского края Сергей Мальтов, для эффективной работы Механизма необходимо провести подготовительную работу, связанную с корректировкой образовательного процесса с учетом потребностей современного юридического рынка труда. Для этого необходимо выработать критерии, которым должен соответствовать молодой специалист сразу же после получения диплома, и обеспечить внедрение этих критериев в образовательный процесс. Этапы работы Механизма включают в себя выработку основных критериев (признаков) соответствия молодых специалистов квалифицированным кадрам; точечное внедрение выработанных критериев в образовательный процесс, непосредственно аттестацию, выдачу лицам, прошедшим аттестацию рекомендательного письма сроком действия до 5 лет, оказание помощи в трудоустройстве лицам, прошедшим аттестацию, посредством их обращения в Центр занятости". Под критериями соответствия предлагается понимать востребованные на юридическом рынке труда навыки, умения и знания, приобретаемые специалистами в рамках образовательного процесса и применяемые ими в последующей практической деятельности. Состав комиссии предполагает две части. Одна часть — это представители потенциальных работодателей, основная функция которых заключается в выработке критериев и их дистанционном направлении в адрес КРО АЮР в установленные сроки.
К таким работодателям можно отнести представителей юридических ВУЗов, объединения предпринимателей, крупные компании и банки, правоохранительные органы, адвокатские образования, органы исполнительной власти. Вторая часть – это работники аппарата КРО АЮР, обеспечивающие согласование всех предложенных критериев в единое техническое задание для ВУЗа. Само техническое задание предлагается создавать в одном из трех вариантов: совокупность только общих критериев, характерных для любого юриста вне зависимости от его специализации; группы критериев, характерных для юристов разных специализаций; совокупность и общих критериев, и групп критериев.
Полученные от аттестационной комиссии технические задания начинают реализовываться со второго курса, когда студенты-юристы станут осваивать основные юридические дисциплины.
В силу императивно-насаждаемого теоретического подхода к обучению кардинально изменить получение юридического образования с помощью настоящей Программы невозможно. Поэтому предлагается точечное внедрение разрабатываемого аттестационной комиссией ТЗ в учебные планы и рабочие программы, составляющие основу образовательных программ.
Реализация технического задания возможна в рамках трех видов деятельности: проведение лекций (формирование практических навыков); осуществление студентами самостоятельной (домашней) работы (отработка практических навыков); проведение семинаров (закрепление практических навыков).
В рамках лекций преподавателям следует уделять внимание не только изложению правовой теории, норм действующего законодательства и положений судебной практики, но и показывать, каким образом должен действовать юрист в рамках той или иной сферы деятельности. Например, при изучении в гражданском праве положений о каком-либо договоре, целесообразно будет показать студентам, как составляется договор, какие моменты юрист должен учитывать для обеспечения конкретных интересов своих клиентов при работе как с одной стороны договора, так и с другой и т.д.
Вторым направлением внедрения технического задания является предложение студентам в качестве самостоятельной работы вместо рефератов и заучивания глав научного текста составление процессуальных документов, договоров, решение практических задач, подготовку судебных речей. Таким образом, будет происходить отработка тех навыков, о которых рассказывалось преподавателями на лекции.
Как правило, сделанные студентами практические работы лишь оцениваются без объяснения ошибок. В результате, навык, на который было направлено соответствующее задание, является не отработанным, а, следовательно, не может сформироваться.
Поэтому третьей обязательной стадией исполнения технического задания являются семинарские занятия. На семинарах часть времени должна отводиться именно анализу и работе над ошибками.
Следует отметить, что такой способ реализации технического задания будет эффективен лишь в том случае, если будут осуществляться все три стадии (формирование, отработка и закрепление навыков) и при обучении всем правовым дисциплинам.
Аттестация проводится общественной аттестационной комиссией КРО АЮР два раза в год (ориентировочно в январе и июле) на добровольной основе и, с одной стороны, является формой контроля ВУЗов, ответственных за реализацию ТЗ, а, с другой, служит своеобразным фильтром, позволяющим выделить именно тех выпускников, которые максимально овладели полученными знаниями и навыками и имеют право на получение рекомендательного письма. Само испытание включает два этапа: решение задач, что позволяет выявить и оценить наличие у выпускника необходимых практических навыков, составляющих основу технического задания; предоставление резюме лицами, успешно прошедшими первое испытание.
Задание предполагает решение ряда практических задач из разных правовых сфер. Соискателю предлагается не просто дать анализ юридической ситуации, но и выбрать линию защиты одной из сторон, а также составить необходимый документ в защиту прав указанной стороны. Следует также включить в задание составление делового письма на определенную тему. Если первый этап позволяет выделить тех людей, которые овладели навыками, входящими в техническое задание, то второй определяет мотивацию, активность молодых специалистов в юридической жизни края, участие в различных юридических мероприятиях и конкурсах, в волонтерской работе.
Все достижения и участие в различных мероприятиях должны быть подтверждены документально в виде копий, приложенных к резюме. В качестве документа, подтверждающего активность соискателя в правовой сфере, может признаваться характеристика молодого специалиста за подписью директора института или иного должностного лица, возглавляющего соответствующее учебное заведение.
По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия КРО АЮР передает резюме и работы лиц, прошедших аттестацию, в создаваемый на базе КРО АЮР Центр занятости, а самим выпускникам — рекомендательное письмо.