ВС РФ отменил решение краевого суда по вопросам социальной поддержки сельских учителей

Прокурор Красноярского края обратился в краевой суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, с момента вступления решения суда в законную силу, абзац 2 статьи 2 Закона Красноярского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" в части, в которой под действие данного закона подпадают только те педагогические работники, для которых образовательное учреждение является основным местом работы, а также абзац 6 этой же статьи, в части, исключающей предоставление педагогическим работникам права на бесплатное отопление с использованием электрических котлов.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что оспариваемыми положениями нарушаются права на получение компенсационных выплат педагогами, работающими по совместительству, для которых образовательные учреждения не являются основным местом работы, что противоречит Федеральному закону "Об образовании", положениям Трудового кодекса РФ и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Абзац 6 статьи 2 закона края не допускает выплаты педагогическим работникам компенсации расходов по оплате электроэнергии, потребленной для отопления с использованием электрических котлов, при отсутствии иных источников теплоснабжения, чем лишает их гарантированного федеральным законодательством права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Суд удовлетворил заявление прокурора частично. Согласившись с прокурором по вопросу компенсаций за отопление с иапользованием электрических котлов, суд, однако, отказал в удовлетворении другого требования прокурора, сославшись на следующие аргументы:
- федеральным законодателем при исчислении профессионального стажа педагогических работников для установления им досрочной пенсии, как меры социального обеспечения, производной от профессиональной деятельности, в качестве основного условия устанавливается выполнение работником нормы рабочего времени, работа на условиях полного рабочего дня;
- гарантированные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" меры социальной поддержки адресованы лицам, осуществляющим педагогическую деятельность по основному месту работы, поскольку, включение в число получателей мер такой поддержки лиц, которые занимаются преподавательской деятельностью только в свободное от основной работы время, не согласуется с общепризнанными принципами в сфере социальной политики – ее адресностью и результативностью.
Таким образом, краевой суд не поддержал сельских педагогов-совместителей, отказав в удовлетворении одного из требований прокурора.
Решение вступило в законную силу 25 апреля 2012 года в части отказа прокурору в удовлетворении требований, в остальной части решение было отменено Верховным судом, прокурору было отказано в удовлетворении обоих требований.