Третий антимонопольный пакет: картельное стукачество и другие примеры работы над ошибками

В Красноярске сегодня обсудили Третий антимонопольный пакет. 5 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал "Третий антимонопольный пакет" законов, предложенный ФАС России. Ранее он был принят Государственной Думой РФ 22 ноября и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года. Действовать он начнет в начале января 2012 года.
О влиянии новых поправок на бизнес и власть в Красноярском крае рассказали руководитель Управления ФАС России по Красноярскому краю Валерий Захаров и заместитель руководителя Управления Олег Харченко.
Если во втором антимонопольном пакете ФАС "закручивала гайки", то в третьем пакете законов можно говорить об обратном процессе. Третий антимонопольный пакет Валерий Захаров назвал "попыткой совершенствования антимонопольного законодательства" и "работой над ошибками", руководитель также отметил, что с принятием пакета антимонопольное законодательство страны приблизилось к зарубежным аналогам.
Кратко представители УФАС рассказали и о новых положениях пакета. Раньше у антимонопольщиков было много проблем с понятием "монопольно высокой цены". Чтобы проверить уровень тех или иных цен специалистам требовались долгосрочные экспертизы, расчеты себестоимости, затратности. Теперь будут применять иной метод — сопоставимых рынков. "Мы будем сравнивать ситуацию с зарубежными аналогами. Бизнес просил не „влазить“ в их бухгалтерию — законодатель пошел навстречу. Речь идет о мировых индикаторах в привязке к внутренним ценам", — объяснил руководитель Управления ФАС по краю.
Особое внимание Валерий Захаров уделил введенным в антимонопольный пакет понятиям "предостережения" и "предупреждения". Оба касаются незначительных, но многочисленных нарушений антимонопольного законодательства среди хозяйствующих субъектов. Теперь 100 % привлечения к оборотному штрафу не будет, вместо этого субъектам в виде предупреждения предложат устранить нарушение самостоятельно. Если хозяйствующий субъект отреагирует адекватно и в срок, то к ответственности он привлекаться не будет. Такие меры, по мнению представителей ФАС, позволят сократить количество незначительных дел, разгрузить антимонопольную службу и акцентировать внимание на значимых и прецедентных делах.
К таким Валерий Захаров отнес дела картелей. Само понятие "картель" зафиксировано в Третьем антимонопольном пакете. ФАС России предприняла ряд мер, кардинально меняющих работу по расследованию картелей. Были внесены поправки в статью 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие жесткие санкции за заключение картельного соглашения вплоть до уголовной ответственности. Введена "программа смягчения", когда участник картельного соглашения, первым сообщивший в антимонопольную службу о таком картеле, освобождается от ответственности. Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов-конкурентов остается в центре внимания. "С принятием Третьего пакета почти все соглашения и сговоры на рынках становятся картелями", — отметил Захаров.
По словам антимонопольщиков, для края принятие Третьего антимонопольного пакета означает снижение количества дел и акцент на приоритетных направлениях деятельности, для которых появятся трудовые ресурсы. В зону особого внимания попадают торговые сети, естественные монополии, крупный бизнес и вертикально интегрированные компании.
"Третий пакет ориентирован на долгосрочное применение и придает смысловую завершенность всей системе", — отметил Олег Харченко. Антимонопольщики рекомендовали всем хозяйствующим субъектам ознакомиться с положениями принятого пакета законов, сравнить с предыдущим и в случае возникновения затруднений обращаться в Управление ФАС России по Красноярскому краю, ответить в Управлении пообещали всем.