Итоги совещания при Минюсте: пенитенциарная система как помощь осужденным

30 марта в Красноярске на территории отеля “Такмак” состоялось выездное заседание Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Новосибирской области.
В заседании приняли участие представители органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа. В повестку дня был включен вопрос о взаимодействии территориальных органов подведомственной Минюсту России ФСИН с органами исполнительной власти и местного самоуправления по социальной реабилитации лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы.
Проблемными вопросами в решении задач социальной реабилитации по-прежнему остаются следующие: обеспечение заключенных общим и профессиональным образованием, трудоустройство отбывших заключение, недостаточное взаимодействие администрации исправительных учреждений и органов внутренних дел с органами местного самоуправления, негативное отношение к бывшим заключенным в обществе.
С докладами о работе по социальной реабилитации осужденных выступили представители территориальных органов ФСИН. От Красноярского края выступил начальник ГУФСИН России по Красноярскому краю генерал-лейтенант внутренней службы Владимир Константинович Шаешников.
Начальник территориального органа ФСИН назвал проблему адаптации осужденных “не проблемой системы, а проблемой общей”. В Красноярском крае уголовно-исполнительная система находится под особым контролем, приоритеты в этой сфере расставлены: “Главное, чтобы человек вернулся в общество здоровым.” Проблемы в сфере реабилитации в крае решают разными способами.
Во-первых, идет активное развитие сети здравоохранения в территориальных исправительных учреждениях. Заслуживает внимания в этой части краевая программа, которая предусматривает в рамках межведомственного взаимодействия направление в наркологические учреждения по месту регистрации (прописки) медицинской документации на больных алкоголизмом и наркоманией, освобождающихся из мест лишения свободы, проведение противорецедивного и поддерживающего лечения больных и др.
Во-вторых, внимание в крае уделяется трудоустройству тех, кто “оказался за воротами”: “Мы поставили себе задачу – выпускать только тех, кто востребован”. В этой сфере существуют и упущенные моменты: по данным Минюста, в 2010 году к общему обязательному обучению не были привлечены 32,4% осужденных. К положительной практике относятся: организация совместного производства в форме частно-государственного партнерства с использованием труда осужденных. В 2009 году было заключено соглашение о взаимодействии между министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и ГУФСИН России по Красноярскому краю. Это дает возможность осужденным заработать деньги на роботе по очистке ложа Богучанской ГЭС. По словам начальника ГУФСИН, “с ложа не было ни одного побега: когда нормально к ним относишься и хорошо платишь, люди не бегут”.
В-третьих, в планах ГУФСИН по краю открытие центров адаптации для заключенных, которые вышли на свободу. В настоящее время, такие реабилитационные центры уже успешно функционируют. С бывшими заключенными там работают не только профессиональные психологи, но и предоставляется медицинская помощь, кров, содействие по поиску работы. Рецидивов среди обратившихся в центры гораздо меньше – всего 5 % от общего числа посетителей. “На развитие таких центров выделяется достаточно денег”, — замечает Владимир Константинович Шаешников.
С целью совершенствования организации деятельности по социальной реабилитации, Главное управление Минюста России по Новосибирской области представляет целесообразным принять меры по разработке и принятию ФЗ “О социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы” или иных нормативно-правовых актов, включив в них положения: о создании Федеральной службы пробации, осуществляющей контроль за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, о квотировании рабочих мест для таких лиц, о господдержке профессионального обучения заключенных, о господдержке организаций, организующих работу по реабилитации осужденных, о создании в регионах специальных центров адаптации, об организации совместной работы органов УИС и органов местного самоуправления, службы занятости, органов исполнительной власти и др.