Роспотребнадзор: потребитель за честные финансовые услуги

Сегодня в Красноярске состоялась пресс-конференция, приуроченная к Всемирному дню защиты прав потребителей.
В 2011 году этот день будет проходить под девизом “Потребители за честные финансовые услуги”. Как пояснила начальник отдела защиты прав потребителей Наталья Александровна Лохман, на сегодняшний день финансовые услуги – очень проблемная сфера. “Сколько бы мы не работали с банками, сколько бы не выявляли условия, нарушающие права потребителей, сколько бы мы не оспаривали их в суде… Все равно одни условия уходят – появляются другие”.
В 2010 году в Управление Роспотребнадзора поступило 23 000 обращений потребителей. Это в два раза больше, чем в 2009 году. 52 % обращений касаются именно финансовых услуг. Это говорит о том, что проблема только обостряется.
К основным неправомерным условиям банков Роспотребнадзор относит: навязывание банком дополнительных платных услуг (открытие, ведение, обслуживание судного счета, выдача кредита, обязательное страхование жизни и здоровья), одностороннее изменение или расторжение договора со стороны банка, вмешательство в частные дела заемщика и др.
Накануне пресс-конференции Управлением проводился социологический опрос среди студентов города. Учащимся были заданы вопросы, касающиеся кредитной деятельности банков. По результатам исследования 60% респондентов заведомо не доверяют банкам и не признают их услуги честными, 55% опрощенных допускают для себя возможность обращения в банк за кредитом лишь в случае крайней необходимости. “Эти результаты настораживают: почему подрастающее поколение, не имеющее самостоятельного опыта общения с банками, заведомо не доверяет им”, замечает Наталья Александровна Лохман. Тем не менее, подавляющее большинство респондентов (67%) уверены в защищенности своих прав и законных интересов. За защитой 49% опрошенных обратятся к государственным органам, а 38% готовы прибегнуть к платным услугам юристов.
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю советует населению более грамотно подходить к вопросам получения кредитов. “Если банк отказывает, потому что потребитель не соглашается с условиями договора, то нужно взять кредит на условиях банка, так как на типовую форму договора на этом этапе потребитель повлиять не может. Впоследствии потребитель может обращаться в суд для исключения тех договорных условий, которые ущемляют его права как потребителя”.
В рамках проведения проверок Роспотребнадзор также привлекает к административной ответственности нарушителей банков, выносит предписания о внесении изменений в договор.
В практике Управления были случаи, когда банк неправомерно увеличил процентную ставку по кредиту с 16 до 45 % годовых. Потребитель обратился в суд для восстановления своих прав, и суд остался на стороне потребителя.
Отметим, что банк может менять процентную ставку только в трех случаях: несвоевременное внесение ежемесячных платежей, нецелевое использование средств, по условиям кредитного договора утрата залога (квартира, автомобиль).
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю пояснили, что в настоящее время службой дано около трехсот заключений в судах, с помощью которых решения приняты в пользу потребителей. Эта функция широко используется Управлением.
Также для самостоятельной подготовки потребителями проектов исковых заявлений на сайте Управления Роспотребнадзора имеется памятка.