3 АСС проанализировал споры по осуществлению предпринимательской деятельности без лицензии
Под конец уходящего года Третий арбитражный апелляционный суд опубликовал на своем официальном сайте Анализ споров, вытекающих из административных правоотношений по осуществлению предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
В ходе подготовки документа проанализированы постановления, вынесенные Третьим арбитражным апелляционным судом за период с 01.01.2009 по 31.08.2010 года. За указанный период Третьим арбитражным апелляционным судом всего рассмотрено 54 дела, из них 53 о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно).
Третьим арбитражным апелляционным судом оставлены без изменения акты судов первой инстанции по 41 делу (75,9 %), по 13 делам (24,1 %) акты судов первой инстанции отменены и приняты новые судебные акты. В Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа обжаловано 22 из анализируемых 54 актов Третьего арбитражного апелляционного суда, что составило 40,7 %, из них по 20 делам акты Третьего арбитражного апелляционного суда оставлены без изменения, а по 2 делам (дела № № А33-18130/2008, А33-4598/2009) акты Третьего арбитражного апелляционного суда отменены.
Документ содержит анализ причин отмены решений судов первой инстанции, а также выводы судебной практики относительно осуществления отдельных видов деятельности без специального разрешения (лицензии).
В качестве причин отмены решений арбитражных судов первой инстанции названы такие основания как "нарушение или неправильное применение норм материального права" (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), "несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела" (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), "неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела" (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ), "недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными" (пункт 2 части 1 статьи 270 АПК РФ).
По итогам анализа споров, вытекающих из административных правоотношений по осуществлению предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), Третьим арбитражным апелляционным судом сформулированы следующие выводы:
1) Возможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без специального разрешения (лицензии) на основании гражданско-правовых договоров с лицами, имеющими соответствующее разрешение (лицензию), законом не предусмотрена;
2) Осуществление лицом предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I IV класса опасности без соответствующего разрешения (лицензии) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ;
3) Осуществление предрейсового, послерейсового, предполетного, послеполетного медицинского осмотров собственного персонала, являющихся обязательной составной частью основной деятельности предприятия по осуществлению перевозок воздушным транспортом, а не самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на получение прибыли, не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ;
4) Осуществление без лицензии деятельности по реализации лекарственных средств для животных образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за такое нарушение, как посягающее на требования законодательства о защите прав потребителей, составляет один год;
5) Осуществление деятельности по предоставлению терминалов (компьютеров) для получения доступа к услугам связи организации, имеющей соответствующие лицензии, является деятельностью по оказанию услуг связи и, следовательно, подлежит лицензированию;
6) Оказание без лицензии за вознаграждение телематических услуг связи (доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет) с использованием электронных кошельков образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ;
7) Осуществление без лицензии погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, безотносительно к тому, имеет ли лицо, осуществляющее такую деятельность, иную лицензию на иной вид деятельности и осуществляет ли такое лицо погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной;
8) Осуществление обществом без лицензии перевозок внутренним водным транспортом грузов и пассажиров во исполнение принятых на себя обязательств по государственному контракту, заключенному на возмездной основе с целью выполнения работ по содержанию паромной переправы автомобильной дороги, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ознакомиться с правовым обоснование приведенных выше позиций Третьего арбитражного апелляционного суда можно, прочитав полный текст Анализа споров, вытекающих из административных правоотношений по осуществлению предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).