Минюст края провел антикоррупционную проверку уставов муниципальных образований

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю провело проверку уставов муниципальных образований на предмет выявления положений, способствующих коррупции в органах местного самоуправления. Правовым основанием проверки являются ч. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и п. 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
За 7 месяцев 2010 года Минюстом края
проанализировано 430 уставов муниципальных образований на предмет содержания
положений, способствующих проявлению коррупции. По результатам проверки в 18
уставах муниципальных образований выявлены коррупциогенные нормы.
По мнению Минюста края к числу
коррупциогенных норм, выявленных в уставах муниципальных образований, относится
положение о том, что представительный
орган муниципального образования вправе принимать решение о дополнительном
использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств
муниципального образования для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и
законами Красноярского края.
В обоснование
своей позиции Минюст края приводит следующие аргументы.
1. Данная норма вступает в противоречие с требованиями абз. 2 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
3.
Согласно положениям подп.
"а" п. 3 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, далее – Методика,
коррупционным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно
широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения
исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий -
отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения,
наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов
местного самоуправления (их должностных лиц).
Таким образом, отсутствие в уставе
муниципального образования норм, закрепляющих условия и основания принятия
решения о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и
финансовых средств для осуществления государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления, может повлечь проявление коррупции, - считают
в Минюсте края.
В целях устранения выявленных
коррупциогенных норм, Минюстом края для органов местного самоуправления
разработан проект
изменений и дополнений в статью устава муниципального образования,
касающихся случаев и порядка использования собственных материальных ресурсов и
финансовых средств муниципального образования для осуществления отдельных
государственных полномочий.
Отметим также, что в соответствии с положениями федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проведение антикоррупционной экспертизы возложено не только на органы юстиции, но и на органы прокуратуры, а также физических и юридических лиц, получивших аккредитацию в установленном порядке.
В качестве аккредитованных экспертов могут выступать любое физическое лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, а также юридическое лицо, имеющее в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих вышеназванным требованиям (Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утверждено Приказом Минюста России от 31 марта 2009 года № 92).
Единственное ограничение – в качестве независимых экспертов не могут выступать юридические и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти - разработчика проекта документа.
В настоящее время распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации на территории Российской Федерации признаны аккредитованными в качестве независимых экспертов 357 физических лиц и 45 юридических лиц. На территории Красноярского края признаны аккредитованными 9 физических лиц и 2 юридических лица, в том числе Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России".