Судья добилась передачи квартиры в собственность
Судья из Красноярска добилась признания собственности на квартиру, которая была предоставлена ей после вступления в должность (дело № 33-17939/2018).
Апелляционная инстанция признала за судьей Кировского районного суда Светланой Байсариевой право собственности на квартиру в Красноярске площадью 53,1 кв. м. Региональное управление суддепартамента купило ее в 2017 году за 2,75 млн руб. для того, чтобы впоследствии предоставить истице как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Жилье было передано во владение и пользование, но не в собственность. Суддепартамент исходил из того, что помещение, приобретенное для госнужд с закреплением на праве оперативного управления за ведомством, относится к служебному жилью. Соответственно, истица вправе проживать там только в период пребывания в судейской должности.
Советский районный суд Красноярска поддержал ответчика. К аналогичным выводам пришел Красноярский краевой суд. Однако президиум крайсуда вернул дело на рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Крайсуд указал, что порядок обеспечения квартирами судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящий момент не определен. Согласно старой редакции закона "О статусе судей" (действовала до 1 января 2005 года), жилье, купленное для таких целей за госсчет, должно бесплатно передаваться им в собственность. Позже этот механизм был отменен, а сами помещения причислены к специализированному жилищному фонду. Но в январе 2018 года Конституционный суд РФ признал соответствующие изменения неконституционными, поскольку они снижают уровень гарантий материального обеспечения судей. Законодателю предписали исправить ситуацию, чего до сих пор не произошло.
Пленум Верховного суда РФ рекомендовал при решении подобных споров применять положения Жилищного кодекса как обладающего наибольшей силой среди нормативных актов в регулировании жилищных отношений. Тот гласит, что жилье может быть включено в специализированный фонд на основании решений органа, осуществляющего управление этим фондом. Подобного решения в отношении квартиры Байсариевой не принималось; ей передали жилье без указания на статус служебного помещения, причем бессрочно.
Таким образом, со второй попытки крайсуд отменил отказное решение и удовлетворил иск.