Пострадавший от полицейской провокации бизнесмен Баталов отсудил 250 000 рублей
Красноярский бизнесмен Александр Баталов, который стал жертвой провокации со стороны Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД, отсудил крупную компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование (дело № 33-5318/2017).
В 2013 году оперативники ГУЭБиПК МВД задержали бизнесмена в Москве с 10 млн рублей, которые он предположительно вез для передачи представителю администрации Красноярска, в компетенции которого "находились вопросы земельно-имущественных отношений". "Российская газета" писала, что речь идет о руководителе департамента градостроительства Андрее Лапицком, а незаконное вознаграждение предназначалось за содействие в строительстве торгово-промышленной базы с железнодорожными путями.
Баталов был обвинен в покушении на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 291.1 УК РФ), после чего просидел в столичном изоляторе в общей сложности полгода. Тогда же ГСУ СКР начала разрабатывать дело об организованном преступном сообществе в ГУЭБиПК МВД, участники которого провоцировали бизнесменов и чиновников на получение взяток. Следователи затребовали дело Баталова, изучили и закрыли за отсутствием состава преступления.
Выяснилось, что бизнесмен был спровоцирован подполковником ГУЭБиПК МВД Кириллом Копаев, который привлек в качестве агента предпринимателя Ивана Недильского. Тот обратился в полицию с заявлением, что Баталов и Лапицкий противодействуют ООО "Терминал" в строительстве объекта в Красноярске, после чего Копаев санкционировал проведение "оперативного эксперимента". Без их воздействия "умысел на получение денег" у Баталова никогда бы не возник, сказано в материалах дела.
Мосгорсуд приговорил Копаева к четырем, а Недильского к 3,5 годам колонии общего режима за превышение должностных полномочий и содействие в этом преступлении, сообщал "Коммерсантъ".
Моральный вред, причиненный незаконным уголовным преследованием, Баталов оценил в 100 млн рублей. В январе 2017 года Советский районный суд Красноярска частично удовлетворил иск, снизив компенсацию до 250 000 рублей. Эти деньги надлежит выплатить Минфину РФ в лице управления Федерального казначейства по Красноярскому краю. Истец настаивал на том, что сумма должна быть существеннее, но Красноярский краевой суд в конце апреля оставил решение первой инстанции без изменений.