Суд оценил снятое только на стадии приговора обвинение в побоях в 5 000 рублей
В Красноярске суд оценил в 5 000 рублей незаконное обвинение, которое было предъявлено заявителю и снято только на стадии приговора (дело № 33-9982/2016).
Как следует из материалов дела, истец был осужден за разбой (п. "а, б" ч. 2 ст. 146 УК РСФСР) к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества. Этим же приговором его оправдали по другой статье о причинении тяжких телесных повреждений (ч. 1 ст. 108 УК РСФСР). Пока шло следствие, заявитель находился под стражей, причем в обосновании необходимости избрания ему этой меры пресечения указывалось, в том числе, незаконное обвинение в побоях. При этом позже истцу инкриминировали еще и кражу (ч. 2 ст. 144 УК РСФСР), с которой объединили упомянутый эпизод и выделили в отдельное производство.
В иске заявитель утверждал, что угроза осуждения за преступление, которого он не совершал, "существенно подорвала его веру в правоохранительную систему", а незаконное обвинение еще и затянуло следственные действия, продолжавшиеся почти два года, тогда как условия содержания в изоляторе "были очень тяжелыми".
Он требовал взыскать с Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю компенсацию морального вреда в 200 000 рублей.
Советский районный суд Красноярска, признав правоту истца, обязал выплатить ему 5 000 рублей. Эту сумму истец счел необоснованно заниженной. В апелляционной жалобе его представитель указывал, что в результате незаконного обвинения заявитель не отбывал наказание в исправительном учреждении, но продолжал содержаться в СИЗО, где действительно тяжело заболел, а угроза обвинения, исчезнувшая только при вынесении приговора, "не должна оцениваться формально".
Однако Красноярский краевой суд решил, что, с учетом конкретных обстоятельств дела, длительности уголовного преследования, степени физических и нравственных страданий истца, размер присужденной компенсации является "разумным, справедливым и соразмерным" объему нарушенных прав истца.