Наказанная за невымытый нож санитарка психдиспансера взыскала с больницы моральный вред
В Норильске санитарка психиатрического стационара отсудила у больницы моральный вред за два выговора, вынесенных ей с нарушением законодательства. В одном случае ей вменили "вмешательство в процесс оказания медицинской помощи", выразившееся в разговоре с бабушкой пациентки, во втором – "нарушение санитарно-эпидемиологического режима" в виде невымытого консервного ножа, а также ссору с медсестрой.
Как следует из материалов дела, в мае 2015 года истице, которая работает санитаркой в 5-м психиатрическом отделении КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5" был объявлен выговор из-за конфликта с медсестрой по палате. В соответствующем приказе главврача говорилось, что она неадекватно отреагировала на замечание медсестры, которая попросила ее вымыть электронож для открывания консервов, — та положила его на место, не обработав, чем "нарушила санитарно-эпидемиологический режим в отделении". В ответ санитарка в присутствии больных и медицинского персонала отделения якобы "стала оскорблять, унижать национальное достоинство" и "угрожать физической расправой" другой женщине, провоцировать ее на драку.
Истица написала заявление в Норильский городской суд, в котором факт проступка со своей стороны отрицала, просила снять с нее дисциплинарное взыскание и взыскать с больницы компенсацию морального вреда.
Суд частично эти требования удовлетворил. В решении от октября 2015 года, в частности, сказано, что в обжалуемом приказе "отсутствуют указания на конкретные нарушения истицей санитарно-эпидемиологического режима, что не позволяет сделать вывод о том, нарушение какого требования санитарно-эпидемиологического режима вменено работнику". В свою очередь, это свидетельствует "о лишении его гарантированного законом права представить свои возражения относительно выявленных нарушений в работе, а также является препятствием для проверки обоснованности вмененных работнику нарушений в данной части".
Тем не менее, сам конфликт имел место, и работодатель имел право наложить на истицу взыскание за нарушение нормы должностной инструкции, продолжил суд. В этой норме говорится, что санитарка обязана, находясь на работе, "проявлять мягкость, вежливость, заботу, не допуская грубости, резкости, споров и пререканий". Приказ был признан незаконным только частично, однако в пользу истицы все равно взыскали моральный вред. Размер компенсации не указан. 27 января это решение оставил в силе Красноярский краевой суд.
Как следует из картотеки судебных дел, иск (дело № 2-2395/2015) в горсуд был подан 26 июня 2025 года одновременно с еще одним заявлением (дело № 2-2396/2015). В нем та же истица оспаривала другой выговор, причины которого были еще экзотичнее. Взыскание на нее наложили за то, что женщина поговорила с бабушкой ребенка, стоявшей в холле психиатрического стационара. После этого родственники больной девочки от госпитализации отказались. Руководство больницы расценило эту беседу "как вмешательство в процесс оказания медицинской помощи пациенту".
Этот приказ впоследствии был отменен, однако суд счел, что санитарке были причинены нравственные страдания. Как и в предыдущем случае, размер взысканной с больницы суммы горсуд решил скрыть.