КС заступился за бывшего красноярского милиционера, лишенного пенсии из-за ошибки чиновников
Конституционный суд РФ удовлетворил жалобу бывшего милиционера из Красноярского края С. Иванова, который лишился пенсии за выслугу лет из-за ошибки государственного органа, неверно рассчитавшего ему служебный стаж. Соответствующее постановление опубликовано на официальном сайте КС РФ.
Как следует из текста документа, работавший с августа 1994 по декабрь 1996 года в органах внутренних дел заявитель был уволен с правом на получение пенсии по выслуге лет. В кадровом подразделении его последнего места работы подсчитали, что, с учетом военной службы, его выслуга составила 20 лет 7 месяцев и 29 дней.
Однако в 2012 году в ходе проверки, проведенной пенсионным органом по заявлению того же Иванова, полагавшего, что размер выплачиваемой ему пенсии определен неправильно и подлежит увеличению, была выявлена ошибка. Оказывается, ведомство вместо 24 дней, которые заявитель провел в Афганистане, насчитало ему 1 год и 24 дня. После исправления этой ошибки до необходимой выслуги в 20 лет Иванову стало не хватать 4 месяца. Выплата пенсии, составлявшей на тот момент 11 690 руб., была прекращена.
Заявитель обратился в суд с иском о признании незаконным решения пенсионного органа и о возобновлении выплат, но успеха не снискал. В январе 2013 года Центральный районный суд Красноярска экс-правоохранителю отказал. Как следует из текста решения по делу № 2-1509/2013, суд сослался на то, что, согласно ст. 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", право на пенсию по выслуге лет связывается со службой определенной продолжительности. Еже условия, определяющие право на такую пенсию, отсутствуют, то она назначена быть не может, а выплата назначенной пенсии подлежит прекращению.
Суды апелляционной и кассационной инстанций в мае 2013 года и августе 2014 года соответственно подтвердили обоснованность такого решения. После этого Иванов и обратился за защитой своих прав в КС, ссылаясь на то, что не виноват в допущенной ошибке.
КС с ним согласился, признав упомянутую норму закона неконституционной в той части, в которой она предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно.
Сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции РФ, сказано в постановлении, однако "в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств". Совершение госорганами ошибок полностью исключить невозможно, продолжает КС, но при их устранении нужно избегать формализма и учитывать особенности жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности выплат и другие значимые обстоятельства. Без этого полное прекращение выплаты пенсии "не может рассматриваться как справедливая и соразмерная мера, необходимая и строго обусловленная конституционно одобряемыми целями".