ВС оставил мантию судье из Хакасии, уличенной республиканской ККС в конфликте интересов
Верховный суд РФ на примере судьи из Хакасии разъяснил, что досрочное прекращение полномочий судьи может иметь место лишь за совершение дисциплинарного проступка, который носит исключительный характер. Позиция изложена в свежем обзоре судебной практики №4, опубликованном на официальном сайте ВС РФ.
Судья Верховного суда Хакасии Алена Пронина в июле прошлого года была лишена мантии по решению республиканской квалификационной коллегии судей. С соответствующим представлением в ККС вышел и.о. председателя ВС Хакасии Сергей Доможаков. Поводом к наложению столь строгого дисциплинарного взыскания послужило то, что судья в составе коллегии по гражданским делам принимала участие в рассмотрении дела, одной из сторон которой была фирма, соучрежденная ее свекром. По мнению Доможакова, судья обязана была заявить самоотвод, но не сделала этого, чем допустила грубое нарушение закона и продемонстрировала пренебрежительное отношение к своим обязанностям.
Пронина обжаловала решение коллегии, сославшись на свою неосведомленность о том, что ее свекор имеет отношение к участнику процесса – якобы это стало известно ей только после служебной проверки. К слову, коллегия попеняла судье на то, что ее родной брат был осужден по приговору городского суда за неуказанное преступление; на это заявительница возразила, что с братом отношений не поддерживает.
По мнению ККС Хакасии, судья должна была "принять разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи в соответствии с положениями ч. 4 ст. 6 Кодекса судейской этики". Дисциплинарная коллегия с этим не согласилась, указав, что свекор членом семьи для Прониной не является, о чем сказано в Кодексе. Кроме того, она не была докладчиком по делу и председательствующим коллегии и "не имела никакой заинтересованности в исходе дела".
Наложенное на судью взыскание было признано несоразмерным характеру и тяжести содеянного.