Уволенный из-за судимости красноярский пожарный добился от КС пересмотра своего дела
Конституционный суд РФ вынес постановление по жалобе бывшего сотрудника ФГКУ "3 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю" Алана Алборова, который был уволен со службы после того, как проверка показала, что у него есть погашенная судимость.
Как следует из постановления от 8 декабря, заявитель, прослужив в пожарных более 12 лет, начиная с 2002 года, в 2013 году был уволен. При проведении проверочных мероприятий выяснилось, что в 2000 году он был осужден Новоселовским районным судом за хулиганство (п. "а" ч. 2 ст. 213 УК РФ) на 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев; при этом при поступлении на службу судимость уже была погашена. Работодатель при этом руководствовался ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, согласно которой не могут быть приняты на указанную службу граждане, имеющие либо имевшие судимость. Документ распространяется и на пожарных, поскольку служба ранее была подведомственна именно МВД, а не МЧС, как сейчас.
Березовский районный суд в марте 2014 года, а затем, в мае 2014 года и Красноярский краевой суд (дело № 33-5006/14), оставили его иск о восстановлении на службе без удовлетворения. В решении апелляционной инстанции сказано: "Данный запрет носит безусловный характер и связывается лишь с самим фактом осуждения гражданина в прошлом за совершение преступления, который в свою очередь является обстоятельством, препятствующим его службе в органах ГПС ФПС, вне зависимости от снятия или погашения в дальнейшем судимости".
Позже судьи судов кассационной инстанции отказали заявителю в передаче его кассационных жалоб для рассмотрения.
Обращаясь в КС, бывший пожарный просил признать неконституционной ту новеллу из положения, на которую опирались при его увольнении, поскольку она ограничивает право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду.
На это суд ответил, что законодатель вправе устанавливать для сотрудников пожарной службы, как и для других категорий государственных служащих, особые требования и специальные основания увольнения, связанные с несоблюдением таких требований. Вместе с тем, вводя особые правила допуска к профессии, законодатель обязан находить баланс конституционно защищаемых ценностей. Применение спорного Положения к пожарной службе рассматривалось как временная мера, а специфику прохождения службы в ней предполагалось учесть в федеральном законе, который до настоящего времени не принят, отметил КС. Пожарные – не полицейские: "Морально-нравственные качества такого сотрудника, оцениваемые в том числе исходя из имевшейся у него судимости, – с учетом специфики задач по ликвидации пожаров и их последствий – при решении вопроса о возможности осуществления им своих должностных обязанностей не могут иметь определяющего значения".
Поэтому оспоренная норма Конституции не противоречит, однако решения об увольнении пожарных надлежит принимать с учетом и многих других факторов – например, срок с момента совершения преступлений, поведения сотрудника в этот период и так далее, говорится в постановлении. Дело Алборова подлежит пересмотру.