Суды согласились, что услуги шамана можно рекламировать без лицензии
Тувинский издатель не смог доказать в судах, что местная газета разместила на своих страницах рекламу оказания шаманских услуг незаконно (дело № А69-994/2015).
Из материалов дела следует, что истец, ООО "Оффлайн" (основной вид деятельности — издание газет), пожаловался в УФАС Тувы на действия ответчика, разместившего в печатном еженедельнике "Тува ТВ Информ" сообщение с рекламой услуг шамана-целителя Кужугета, "члена Общества Тувинских Шаманов "Бубен". По мнению заявителя, издание нарушило рекламное законодательство, поскольку продвижение подобных услуг требует соответствующей лицензии.
Антимонопольщики сочли иначе: оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов не относится к народной медицине, специальных разрешений не требует, значит, и требования закона о рекламе на продвижение таких услуг не распространяются.
Тогда ООО направилось в Арбитражный суд Тувы, пытаясь оспорить ненормативное, по его мнению, решение надзорного органа. Суд подошел к делу обстоятельно, изучив толкования слов "оккультизм", "магия", "транс", "дух" и "шаман" с лингвистической точки зрения, и в итоге встал на сторону службы. Любопытно, что арбитраж использовал как авторитетные источники, так и ссылки на свободную интернет-энциклопедию "Википедия". "Шаман — это человек, способный при повышенном нервном возбуждении с потерей самоконтроля общаться со сверхъестественными существами, наделенными волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями", — резюмируется в решении.
Истец не сдался и направился в 3 ААС. Там разъяснили: спорная реклама действительно доводит до потребителей информацию о работе шамана–целителя, но наличие слова "целитель" в отсутствии иных сведений "не означает оказание услуг народной медицины и не позволяет сделать вывод о том, что оказание услуг предполагает проведение консультации по поводу состояния здоровья, а также методов его сохранения и улучшения" либо же "лечения физических и психических заболеваний с помощью народных методов, стимулирующих процессы жизнедеятельности организма, или посредством внушения, биоэнергетического и прочего воздействия". Соответственно, в рекламе речь действительно идет об услугах оккультно-магического характера, "которые оказываются шаманом- целителем как служителем определенного культа верования на основании веры в духов и в возможность ритуального общения с ними".