Жительница Ачинска, пострадавшая от действий мошенников, взыскала 135 000 руб. со Сбербанка
Ачинский городской суд присудил 135 000 руб. жительнице Ачинска, ставшей жертвой мошеннических действий с принадлежащими ей картами Сбербанка (дело № 2-2877/2015).
Как сказано в решении горсуда, в октябре минувшего года неизвестные сняли с зарплатной карты истицы без ее ведома и согласия 31 000 руб. В этот же день у нее похитили 13 300 руб. уже с другой карты, оформленной, как и первая, в Сбербанке России. Кроме того у истицы имелся вклад в этом банке – 16 700 руб., эти деньги были переведены на вторую карту и тоже похищены.
Женщина сочла, что в произошедшем виноват банк и потребовала взыскать с него причиненный ей ущерб в 61 000 руб., равной величины неустойку и компенсацию морального вреда – 100 000 руб. В заседании она объясняла, что о первом хищении узнала с помощью услуги "Мобильный банк", после чего попросила заблокировать обе имеющиеся у нее карты. Услугой "Он-лайн банк" она никогда не пользовалась, с помощью интернета никаких операций с денежными средствами, находящихся на ее счетах, не совершала и даже не знала о существовании таких систем.
Ответчик оправдывался: истица, заключив договор, была уведомлена о небезопасности интернета как канала связи и согласилась нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности, возникшие при использовании системы "Сбербанк Онлайн". Неправомерный доступ третьих лиц к ее счетам стал возможен в связи с нарушением клиенткой банка условий договора и руководства пользователя. Банк же лишь корректно исполнил все распоряжения о переводе денежных средств. Доказательств того, что эти операции были совершены без ведома истицы и, тем более, в результате неправомерных действий банка, по мнению ответчика, не представлено.
Суд, однако, с представителем кредитного учреждения не согласился. При использовании системы "Сбербанк Онлайн" клиенту направляются смс-уведомления с одноразовыми паролями, также он информируется обо всех операциях по счетам. Истица же никаких паролей для входа в систему и совершения операций по вкладам не получала, что подтвердилось документально – только одно уведомление о снятии денег. Ни телефон, ни сим-карту от него, ни банковские карты женщина не теряла. То есть, отметил суд, ответчик не может доказать, что получал от клиентки достаточно данных, позволяющих идентифицировать лицо, имеющие право на дачу распоряжения на списание денежных средств со счета.
В решении сказано: при обнаружении несанкционированного списания денежных средств истица незамедлительно сообщила банку об этом, и эти заявления суд расценивает, как претензию потребителя, которая на момент рассмотрения дела ответчиком не удовлетворена.
Городской суд взыскал с банка понесенные женщиной убытки, неустойку, сниженную до 20 000 руб., 10 000 руб. в счет компенсации морального вреда, и штраф – 45 000 руб.
Решение было вынесено в минувшем сентябре.