Страховой компании придется компенсировать вред за навязывание услуг к ОСАГО
Ачинский городской суд обязал страховую компанию компенсировать моральный вред клиенту за навязывание дополнительных услуг при заключении полиса ОСАГО. Об этом рассказали в Красноярском краевом суде.
Автовладелец обратился с иском о защите прав потребителя к страховой компании, в марте 2015 года в ачинском отделении компании "Россгосстрах" владелец автомобиля TOYOTA COROLLA FIELDER хотел продлить договор ОСАГО, но сотрудники предложили ему приобрести полис вместе со страховкой жизни "Фортуна-плюс", пояснив, что это "комплект" и заключить договор без оплаты дополнительного страхования невозможно. "Мужчина с такими условиями не согласился, а в компании отказались принять у него заявление на заключение договора без дополнительного страхования. Тогда заявление и все прилагающиеся документы, с описью вложений, он направил страховщику почтой, но заказное письмо было возвращено обратно. От получения второго письма адресат также отказался, и мужчине пришлось заключать договор с другой компанией. В иске он просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, расходы по оплате почтовых отправлений и штраф за неудовлетворение его требований в добровольном порядке", рассказали подробности в суде.
Суд руководствовался нормами статей 15, 421, 422, 426, 934, 935 ГК РФ, также Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Закона РФ "О защите прав потребителей", Правил обязательного страхований гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. 19.09.14 г.). Так, статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается. В силу статьи 935 ГКУ РФ, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. А согласно п. 1.5 данных Правил, страховщик не вправе отказать в заключение договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении такого договора и предоставившему необходимые документы.
Суд пришел к выводу, что страховщик своими действиями нарушил права клиента как потребителя услуги по обязательному страхованию. В частности, компания незаконно обусловила заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца заключением договора страхования жизни. Кроме того, при отказе от навязанной услуги страховщик уклонился от заключения договора обязательного страхования, являющегося публичным, а на основании статьи 426 ГК РФ отказ от публичного договора не допускается. "Страховщик обязан был заключить со страхователем данный договор", заключили в суде.
В итоге суд признал наличие оснований для компенсации морального вреда. При этом удовлетворил исковые требования о взыскании убытков и штрафа в размере 50 % от присужденной истцу суммы. В июне 2015 года Ачинский городской суд своим заочным решением (поскольку представитель компании в суде не присутствовал) постановил взыскать с в пользу вавтолюбиьеля 5 тысяч рублей компенсации морального вреда, 200 рублей убытков в виде расходов на отправление заказной корреспонденции и 2,6 тысяч рублей штрафа, в доход местного бюджета 700 рублей госпошлины.
Ответчик обжаловал судебное решение, прося его отменить. Но краевой суд признал решение инстанции законным и обоснованным.