Мировые судьи вздохнут свободнее?
Депутаты Законодательного Собрания взялись за решение проблем, угнетающих служителей Фемиды и сотрудников судейского аппарата. Условия работы мировых судей существенно отличаются от условий, созданных для федеральных. Их нагрузка часто превышает все мыслимые пределы, а организационное обеспечение деятельности мировой юстиции осуществляется за счет региональных бюджетов. В этом году на фоне извечной перегруженности усугубилась недостаточная обеспеченность ресурсами мировых судей края.
Непосильная ноша
Один шаг в создании справедливых условий труда для мировых судей уже сделан – 26 июня парламентарии приняли поправки в краевой закон "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Красноярском крае" (с текстом поправок можно ознакомиться здесь). Изменится подсудность дел мировым судьям 49 судебных участков края в 6 районах края и 7 крупнейших городов края, включая краевой центр. В Красноярске неизменной останется только компетенция мировых судей Советского района.
И хотя первой причиной изменений в пояснительной записке названо закрепление за мировыми судьями вновь образованных улиц, переулков и жилых районов, а также дачных некоммерческих товариществ и партнерств, на ее месте должна бы стоять та, что названа второй - перераспределение неравномерной нагрузки между мировыми судьями. Впрочем, возможно, что именно критическое накопление незакрепленных территорий (поправки в закон не вносились два года) способствовало долгожданному решению вопроса об изменении границ самых загруженных судебных участков.
Зампредседателя комитета ЗС по вопросам законности и защиты прав граждан, депутат Марина Добровольская привела неутешительные цифры. "Есть территории, где служителям Фемиды приходится работать по 12 часов в сутки, включая субботу. Бывает, что на одного судью приходится в год три тысячи гражданских, полторы тысячи административных и сотня уголовных дел. Если произвести несложный математический подсчет, получается, что практически каждые 15 минут судье нужно рассматривать по одному делу", — рассказала она. При таких обстоятельствах качество рассмотрения дел неизбежно оказывается под вопросом.
Напряженность работы на судебных участках влияет на качество рассмотрения дел, что недопустимо, полагает председатель того же комитета Юрий Швыткин. "Дела должны рассматриваться в конструктивном, глубоком осмыслении, чтобы не допустить ошибку, ведь за каждым таким делом, документом — судьба человека", — говорит он.
Но помимо качества чрезмерная загруженность мировых судей и их аппарата сказывается и на удовлетворенности сторонами процедурой их рассмотрения, а значит и общем впечатлении о мировой юстиции. Судя по обращениям, опубликованным на сайте краевого Управления Судебного департамента, стороны жалуются на грубость судей и сотрудников аппарата, нежелание помочь заявителю, проконсультировать по организационным вопросам, а также на невыполнение обязанностей, предусмотренных процессуальным законодательством (несвоевременные уведомления, отсутствие уведомлений о движении дела и др), затягивание рассмотрения дел.
"Попытавшись разобраться в том, что вообще происходит, я позвонила на участок [мирового судьи]", — пишет представитель одной из сторон процесса. – "Я пояснила, что меня не уведомляли и в эти дни из суда мне не звонили, на что секретарь с/у начала мне хамить: „Вы что, считаете, что телефонограмму секретарь взяла из головы? Решайте сами свои проблемы и не надо сюда больше звонить“. Я ответила, что у меня нет проблем, в ответ на это я услышала: „Нет, у вас есть проблемы!“ и сотрудник бросила трубку". Неудивительно, что у женщины сложилось впечатление о неблагополучности этого судебного участка: "Если элементарные вопросы решаются подобным образом, то что можно говорить о надлежащем рассмотрении дел и вынесении законного решения!", — говорится в жалобе от 13 ноября прошлого года. Заявительница просила разобраться с ситуацией и "ознакомить секретаря с/у с правилами делового общения и корректного поведения".
Урезать нельзя оставить
В таких критических условиях весной этого года стало известно о намерении краевых властей сократить расходы на финансирование мировых судей. Чиновники решили урезать бюджетные ассигнования Агентству по обеспечению деятельности мировых судей, основной задачей этого которого является материально-техническое обеспечение мировой юстиции (расходы на приобретение оргтехники, затраты на канцтовары, аренда и содержание помещений, содержание обслуживающего персонала) и финансирование аппарата мировых судей – секретарей и помощников (сами судьи получают за счет федерального бюджета).
В октябре прошло года Правительство края внесло в краевой парламент законопроект "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2015 годов", согласно которому Агентство по обеспечению деятельности мировых судей края за эти три года года недополучит 1 218 129 000 рублей. В частности, такой экономии предложено достигнуть за счет отмены индексации должностных окладов государственных гражданских служащих края на 5 % с 1 октября этого года, а также уменьшения средств, запланированных на приобретение здания для размещения мировых судей Ленинского района Красноярска.
О предстоящей "оптимизации расходов" весной этого года агентство уведомило мировых судей. В разосланном на судебные участки письме руководителя ведомства Владимира Жильцова говорилось о приостановке выплаты премий за выполнение заданий особой сложности и важности, выплат по итогам работы, выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работника, выплат матпомощи. Вдобавок к этому сообщалось о приостановлении назначений на должности на период временного отсутствия сотрудников аппарата и нахождению их в отпуске по беременности и родам. Из-за отсутствия финансирования затрат на приобретение основных средств агентство не может удовлетворить заявки на стеллажи, шкафы, кондиционеры, другую бытовую и специальную технику; ремонтные работы помещений судебных участков в 2014 году агентством будут проводиться только в аварийных случаях, — так описывались в письме последствия оптимизации финансирования.
Обращение вызвало негативную реакцию судейского сообщества. Мировые судьи стали жаловаться в краевой Совет судей не только на утечку кадров и невыполнение минимально необходимых ремонтных работ в занимаемых ими помещениях, но и на проблемы в обеспечении необходимыми для работы канцелярскими принадлежностями, марками, конвертами, а также расходными материалами для оргтехники. Совет судей края дал намерению властей критичную оценку и решил направить исполняющему обязанности губернатора Виктору Толоконскому обращение о необходимости сохранении объема финансирования деятельности мировых судей Красноярского края и недопущении сокращения численности сотрудников их аппарата.
В Постановлении краевого Совета судей по наболевшему вопросу говорится о недопустимости произвольного изменения объема финансирования краевыми властями. Свою позицию, как и подобает судьям, совет, прежде всего, мотивировал ссылкой на закон. Согласно статье 33 ФКЗ "О судебной системе" финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, а размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ. Кроме того, в соответствии с краевым законом о мировых судьях материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов осуществляется по нормам, установленным краевым правительством, которые не могут быть ниже норм, предусмотренных для обеспечения деятельности федеральных судов (часть 3 статьи 7).
Однако аргументация далеко не исчерпывается сухими ссылками на законодательство. Совет судей подкрепляет необходимость сохранения объемов финансирования судебной статистикой. Как следует из документа, за тринадцать лет существования в крае мировой юстиции количество дел, рассматриваемых мировыми судьями, выросло в три раза. Сейчас средняя нагрузка мирового судьи в крае выше, чем нагрузка мировых судей по России в целом: за месяц на одном судебном участке в 2012 году рассматривалось 177,3 уголовных, гражданских и дел об административных правонарушениях, в 2013 году — уже 204,8. При этом количество сотрудников аппарата мировых судей в крае меньше, чем количество сотрудников в федеральных судах общей юрисдикции в пересчете на одного судью. На большинстве судебных участков деятельность мирового судьи обеспечивают помощник мирового судьи, секретарь судебного участка и два секретаря судебного заседания. Как правило, это высококвалифицированные, имеющие высшее юридическое образование, специалисты. Объем выполняемой ими работы "более чем значителен"; они работают в условиях высокой нагрузки с низкой заработной платой, подчеркивает Совет судей края. Как следствие, проблемой является высокая текучесть кадров аппарата мировых судей, на что сетуют сами судьи.
При всем этом "за 13 лет деятельности мировых судей Красноярского края вырос авторитет мировой юстиции, граждане все больше стали доверять мировым судьям разрешение своих споров и проблем", — считают в Совете судей. Урезание финансирования деятельности мировых судей окажет "негативное влияние на качество подготовки и своевременного рассмотрения дел, направления гражданам и организациям документов по исполнению решений суда, затруднит доступ граждан к правосудию и вызовет обоснованные жалобы от населения", — заключили избранные представители судейского сообщества края. То есть уже имеющиеся проблемы только усугубятся.
Между тем правительственный законопроект о корректировках в краевой бюджет 10 июня уже принят в первом чтении Законодательным собранием края. На следующем заседании, состоявшемся 26 июня, депутаты единогласно приняли постановление "О предложениях Правительству Красноярского края в связи с принятием Закона края "О внесении изменений в Закон края "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов". Этим документом депутаты рекомендовали предусмотреть в бюджете "индексацию размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности края, и должностных окладов государственных гражданских служащих края с 1 января 2015 года". Тем самым, парламентарии предлагают вернуть служащим аппарата мировых судей отнятую у них гарантию, но и только со следующего года. В этом год им, видимо, придется затянуть и без того туго утянутые пояса. О приобретении здания для мировых судей Ленинского района, равно как и о дополнительных ассигнованиях на другие неотложные нужды мировых судей, в документе не говорится.
В середине июля представители комитета по вопросам законности и защиты прав граждан, оценив бедственное положение семи мировых судей Ленинского района и сотрудников их аппарата, работающих "на коробках", высказывали намерение помочь мировым судьям с переездом в более подходящие для отправления правосудия условия. Для этого, по словам председателя профильного комитета Юрия Швыткина, депутатами было выработано решение — предложить правительству края выделить 60 миллионов рублей на приобретение здания для мировых судей Ленинского района. "Что касается сроков, то это можно было бы сделать при очередной корректировке бюджета", — отметил тогда парламентарий.
Остается надеяться, что парламентарии все-таки доведут начатое дело до конца и обеспечат сбалансированный вариант финансирования мировой юстиции без ущерба для качества правосудия и чрезмерного ущемления ее служителей.
Мария Петрова