Центральный районный суд подтвердил, что полномочия прокуратуры распространяются на СКР
Прокуратура Красноярского края через суд добивается доступа к процессуальным материалам ГСУ СКР.
Как следует из материалов дела № 2-4447/2014, в мае нынешнего года зампрокурора края Сергей Белогуров направил в следственное ведомство запрос о предоставлении доступа прокурорским работникам к документам ГСУ СК России по Красноярскому краю, первого и второго управлений по расследованию особо важных дел за январь — март 2014 года, касающимся рассмотрения обращений граждан и иных заинтересованных лиц, участников уголовного судопроизводства, а также к камерам хранения вещественных доказательств и учетным журналам. Запрос был отправлен в связи с плановой надзорной проверкой деятельности ведомства.
В доступе исполняющий обязанности руководителя ГСУ СКР Алексей Пархоменко отказал. Мотивировало это было тем, что действия прокурорских работников по истребованию и изучению процессуальных материалов, касающихся исполнения порядка хранения вещественных доказательств (ст.ст.81 и 82 УПК РФ), рассмотрения обращений участников уголовного судопроизводства (ст.124 УПК РФ) выходят за пределы полномочий, установленных ст.37 УПК РФ, а полномочия прокурора, осуществляемые при реализации ст.ст.21, 22, 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не распространяются на органы следственного комитета Российской Федерации.
Не согласившись с этим, краевая прокуратура обратилась в суд, попросив возложить на главу ГСУ СКР обязанность обеспечить доступ к указанным материалам. В судебном заседании представитель прокуратуры дополнительно показал, что в запросе не ставились требования о предоставлении для ознакомления материалов доследственной проверки, проводимой в рамках ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, а также уголовных дел находящихся в производстве. Следователи не согласились, заявив, что прокурор вправе истребовать и изучать лишь те процессуальные материалы, по которым вынесены решения об отказе в возбуждении, о приостановлении или о прекращении уголовного дела.
Центральный районный суд 20 июня постановил, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению. В решении сказано, что надзор за соблюдением в Следственном комитете федерального законодательства, в том числе за исполнением сотрудниками и федеральными государственными служащими требований ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" находится в ведении органов прокуратуры. "Доводы ГСУ СКР о том, что в законодательстве отсутствует четкое указание на вид „ветви“ власти, к которой относится деятельность Следственного комитета, и тот факт, что руководство деятельностью Следственного комитета осуществляется Президентом Российской Федерации, сами по себе не свидетельствуют о том, что Следственный комитет уполномочен действовать вне сферы надзора органов прокуратуры за исполнением ими требований федерального законодательства", — решил суд. Ответ Пархоменко был признан незаконным, "так как основан на неверном толковании норм права".
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца.