Суд над врачом Алевтиной Хориняк: прокуратура продолжает упорствовать
В Красноярске продолжаются судебные слушания по резонансному делу участкового врача-терапевта Алевтины Хориняк, которая выписала рецепт на обезболивающее онкологическому больному. Напомним, что весной прошлого года 73-летняя женщина была осуждена за незаконный оборот сильнодействующих веществ с целью сбыта и подделку документов, однако позже краевой суд постановил отправить дело на пересмотр в новом судебном составе (предыдущий состав возглавляла судья Нонна Маркова). Подробнее об этом можно прочесть в материале "Дело Алевтины Хориняк: удар по клятве Гиппократа".
В среду, 21 мая, в Октябрьском районном суде (судья Ольга Варыгина) допрашивали свидетелей, вызванных прокуратурой в качестве экспертов. Наталью Анохину, главного специалиста отдела развития здравоохранения краевого Минздрава, представитель обвинения попросил пояснить порядок назначения и выписывания сильнодействующих препаратов, а после – рассказать, как организовано медицинское обслуживание населения в части прикрепления тяжелобольных пациентов к поликлинике. Тактика обвинения была, в целом, очевидна, учитывая, что больной по факту был прикреплен к другому участку, а выписывание препарата "Трамадол" (опиоидный анальгетик, который входит в перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету) до 2012 года было возможно только по коллегиальному решению. Сейчас порядок упрощен, врач имеет право самостоятельно назначать пациенту "Трамадол", но с обязательным отражением этого в амбулаторной карте больного.
На последний факт обратили внимание представители защиты, поинтересовавшиеся, что делать в том случае, если медицинский документ недоступен (инцидент, напомним, произошел во время продолжительных майских каникул). Эксперт указала на возможность вызова бригады "скорой помощи" или дежурного врача, который также имеет полное право дать больному сильнодействующее наркотическое средство, если это необходимо. Вместе с тем она признала, что в отсутствие амбулаторной карты реализовать право больного на необходимую помощь "сложно", а в случае, если человек прикреплен к поликлинике, не обслуживающей район его проживания, вызов врача на дом там попросту не примут.
Второй свидетель, консультант отдела организации лекарственного обеспечения Минздрава Ольга Бачурина, рассказала, что для льготного предоставления "Трамадола" гражданин передает в аптеку четыре рецептурных бланка: три – для собственно бесплатного получения лекарства и один – для предметно-количественного учета. Если первых трех бланков провизор не увидит, то все равно выдаст препарат, но уже за деньги (как и произошло в искомом случае). Кроме того, она указала, что врач обязан выписать необходимое лекарство больному, иначе нарушит его права; аптека же обязана такой рецепт принять, даже если препарата в настоящий момент у нее нет.
Выслушав свидетелей, суд постановил продолжить заседание 24 июня. Представитель прокуратуры выглядел слегка обескураженным показаниями экспертов, защита, напротив, излучала оптимизм. Так, адвокат Анатолий Игнатов, защитник Лидии Табаринцевой (вторая подсудимая по делу – знакомая пациента, по рецепту выкупившая для него препарат в аптеке), пояснил, что показания свидетелей полностью укладываются в версию защиты.
Адвокат Инна Богданова, защитник Алевтины Хориняк, заявила об отсутствии в действиях подсудимых состава уголовного преступления по ст. 327, 234 УК РФ. По мнению защитника, выписка врачом рецепта на сильнодействующий препарат пациенту, имеющему соответствующие медицинские показания к его приему, не может быть квалифицирована как подделка и сбыт. Сторона обвинения в судебных заседаниях занимается доказыванием в основном лишь нарушений ведомственного характера, которые не имеют значения для квалификации действий подсудимых по вменяемым им преступлениям. Защитник ссылается на УК РФ и практику Верховного Суда РФ.
По мнению организатора защиты Алевтины Петровны и Лидии Николаевны адвоката Вячеслава Богданова, невиновность подсудимых давно является очевидной. По его словам, представители Минздрава, допрошенные по инициативе прокуратуры, также дали показания, свидетельствующие о невиновности подсудимых в совершении вменяемых им преступлений "и прокуратура это прекрасно понимает".
Между тем, новый процесс способен не только очистить имя подсудимой и создать важный судебный прецедент, но и окончательно разрушить ее врачебную карьеру. Как рассказала корреспонденту Право.RU/Красноярск сама Алевтина Хориняк, за последний год она ощущает на себе избыточное (и слегка абсурдное в сложившейся ситуации) внимание со стороны органов наркоконтроля. По ее словам, это настолько нервирует руководство поликлиники, что там прямым текстом предложили ей, врачу с многолетним стажем, задуматься над перспективой увольнения.