Бесценные адреса Красноярска: как не переплатить за муниципальные услуги
Прокуратура края принесла протесты на акты администрации Красноярска, которыми с горожан незаконно взималась плата за адресацию объектов недвижимости на территории краевого центра. Судебные споры по этому делу окончились еще в феврале, но по сообщению газеты "Красноярский рабочий" незаконное взимание платы с красноярцев за муниципальную услугу по присвоению и изменению адресов объектам недвижимости продолжилось. Это и привлекло внимание прокуратуры.
В ходе прокурорской проверки подтвердилось, что горадминистрация действительно организовала схему "относительно честного отъема денег у населения". Тем, кто желал провести адресацию своей недвижимости (участка, дома, иного строения) или изменение ее адреса департамент муниципального имущества и земельных отношений, как компетентный в этом вопросе орган, рекомендовал обратиться в муниципальное бюджетное учреждение "Центр недвижимости", которое за плату проведет все необходимые работы, после чего уже руководителем департамента будет вынесено соответствующее распоряжение. Проблем не возникало до тех пор, одна из жительниц краевого центра не решилась обжаловать действия департамента в суде, считая их незаконными, а предоставление такой услуги бесплатной.
Женщине потребовалось уточнить адрес своего дачного участка: в ее садовом товариществе существовало четыре разных улицы, на которых располагались участки с одинаковыми номерами, однако ее участок в документах был обозначен просто как участок № 53. В итоге в садовом товариществе насчитывалось четыре участка за номером 53 – по одному на каждой улице. Полагая, что без указания наименования улицы, невозможно отличить ее земельный участок от участка с тем же номером на другой улице, красноярка обратилась в обозначенный департамент с требованием об изменении адреса принадлежащего ей участка. Однако вместо переадресации в ответ ей пришло письмо о необходимости обращения в МБУ "Центр недвижимости" и оплате выполнения соответствующих услуг в сумме 1 095 рублей. Не согласившись с таким раскладом, садовод обжаловала действия департамента в суд.
Решением Кировского районного суда Красноярска требования заявительницы были удовлетворены. Свое решение суд мотивировал тем, что услуги по адресации и подготовке необходимых для этого документов не включены в перечень услуг, оказываемых платно, а по общему правилу муниципальные услуги должны оказываться бесплатно.
В соответствии со статьями 8, 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг" муниципальные услуги предоставляются бесплатно за исключением случаев, предусмотренных законами РФ и ее субъектов, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для оказания государственных и муниципальных услуг могут потребоваться и иные услуги. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, определяется органами местного самоуправления. Такие услуги также могут оказываться за счет средств заявителя только если это прямо предусмотрено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ или ее субъектов, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, запрещается требовать оплаты государственных и муниципальных услуг, а также необходимых для их оказания услуг, если это прямо не предусмотрено законодательством или муниципальными правовыми актами.
Кировский районный суд Красноярска пришел к выводу, что адресация объектов является муниципальной услугой, а действия по подготовке и представлению в установленном порядке материалов для распоряжения администрации города о присвоении (изменении) адресов объектам недвижимости (проведение обследование территории, изготовление графических планов местоположения объектов, формирование адреса), выполняемые муниципальным учреждением "Центр недвижимости", услугами необходимыми для оказания собственно этой муниципальной услуги.
Предоставляемые МБУ "Центр недвижимости" услуги по подготовке необходимых материалов для присвоения адреса или его изменения входят в состав ведомственного перечня муниципальных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, утвержденного Распоряжением главы города Красноярска от 19.02.2013 года № 28-р. Однако в этот акт, по мнению суда, не может быть расценен как перечень услуг, необходимых для предоставления муниципальных услуг, поскольку последний должен быть принят в соответствии с названным федеральным законом представительным органом местного самоуправления, то есть городским Советом депутатов. Но даже в этом акте нет указания на то, что такие услуги оказываются на возмездной основе. Существует лишь Постановление городской администрации № 358 от 25.08.2010 года, которым утверждены цены на услуги, оказываемые МБУ г. Красноярска "Центр недвижимости". Более того, суд указал, что в соответствии с названным федеральным законом, услуга по адресации объектов недвижимости, как и любая другая муниципальная услуга, должна оказываться на основании регламента, который регулирует порядок и условия ее оказания. Соответствующий регламент должен был быть принят не позднее середины 2012 года, но его нет и по сей день. Это подтвердили и в самом департаменте.
При таком раскладе суд пришел к выводу, что услуги по адресации объектов недвижимости должны оказываться бесплатно. Решение Кировского районного суда было оставлено без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда, который полностью согласился с выводами суда первой инстанции. Департамент муниципального имущества и земельных отношений попытался было обосновать, что оказание услуг по адресации не относится к его компетенции, но краевой суд указал на Распоряжение администрации Красноярска № 110-р "Об утверждении положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации", из содержания которого следует, что именно данный департамент выполняет функцию осуществления адресации объектов недвижимости в краевом центре.
По итогам проведения проверки по факту публикации информации о продолжающихся поборах краевая прокуратура указала, что услуги по присвоению адреса земельным участкам на территории города Красноярска не предусмотрено Решением Красноярского городского Совета депутатов от 19.06.2012 № 19-305 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления администрацией города Красноярска муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, а также порядка определения размера платы за оказание таких услуг". Это как раз и есть тот акт, который закрепляет перечень обязательных, сопутствующих оказанию муниципальных, услуг. Таким образом, постановления администрации города Красноярска, которыми установлено взимание платы за адресацию объектов недвижимости (№ 358 от 25.08.2010 и № 161 от 12.04.2010) противоречат требованиям статьи 9 названного федерального закона, "в части установления цен на оказание услуги по присвоению адреса земельным участкам на территории города Красноярска, поскольку такая услуга не утверждена представительным органом местного самоуправления", — заключили в надзорном ведомстве. Тем самым была еще раз подтверждена незаконность действий городской администрации.
Значение этого прецедента трудно переоценить и не только потому, что без адресации не могут быть зарегистрированы права на недвижимость или внесены изменения в единый госреестр прав на недвижимость. Приведенная аргументация может быть применена при обоснованности взимания платы за другие муниципальные услуги.
Итак, прежде всего, необходимо найти регламент об оказании необходимой муниципальной услуги. Согласно федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регламенты оказания муниципальных услуг должны быть разработаны не позднее 30 июля 2012 года и включаются в состав реестра муниципальных услуг (статья 29). Его можно найти на официальном сайте муниципального образования. Реестр муниципальных услуг Красноярска размещен на сайте городской администрации.
Согласно названному закону регламент оказания муниципальной услуги должен содержать информацию о размере платы, взимаемой за оказание услуги (статья 14). В том, случае, когда регламент устанавливает предоставление муниципальной услуги на платной основе, такая плата может взиматься только, если ее взимание предусмотрено федеральными законами (в том числе Налоговым кодексом РФ), принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами федерации или ее субъектов, муниципальными правовыми актами. Если таких актов нет, то положение регламента о взимании платы не может рассматриваться как законно установленное. Таким образом, в случае сомнений нелишне поинтересоваться, каким нормативным актом установлено взимание платы за предоставление муниципальной услуги. Также следует поступить, если регламент не содержит информации об размере платы за оказание муниципальной услуги или регламент отсутствует.
Наконец, взимание платы может быть установлено не за саму муниципальную услугу, но за услугу, необходимую для ее оказания. В этом случае статья 9 закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обязывает муниципалитеты решением представительного (а не исполнительного или распорядительного органа) утвердить перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. Перечень таких услуг также включается в состав регламента оказания муниципальных услуг и должен быть размещен на официальном сайте органа, оказывающего муниципальные услуги или сайтах организация, участвующих в предоставлении таких услуг. В Красноярске этот перечень утвержден Решением Городского совета депутатов от 19 июня 2012 года № 19-305, опубликованном на официальном сайте городской администрации. В той же статье 9 названного закона указано, что если услуги нет в этом списке, муниципальный орган не вправе требовать обращения заявителя за оказанием такой "необходимой" услуги, а также предоставления им документов, выдаваемых по результатам ее оказания. Что касается установления платы за такие необходимые услуги, то она также может быть установлена только в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами федерации или ее субъектов, муниципальными правовыми актами. При этом порядок определения размеры платы за оказание таких услуг также определяется правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Если же муниципальные или сопутствующие им услуги были необоснованно оплачены, то заявитель не лишен права потребовать возврата излишне уплаченных денежных сумм как в административном, так и в судебном порядке. Основания и порядок возврата будут различаться в зависимости от того, является ли излишне уплаченная сумма государственной пошлиной или нет. Возврат излишне уплаченной государственной пошлины осуществляется в соответствии с положениями статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, в случае если плата не является государственной пошлиной, возмещение излишне уплаченных сумм может быть осуществлено путем предъявления требования о неосновательном обогащении (глава 60 Гражданского кодекса РФ).
Мария Петрова