УФАС Хакасии усмотрел в распределении наследодателей по алфавиту нарушение закона
Третий арбитражный апелляционный суд указал нотариусам из Хакасии, что не полномочен прекращать возбужденные в их отношении расследования антимонопольной службы (дело № А74-5378/2013).
Некоторое время назад в антимонопольный орган Хакасии поступило обращение физического лица о незаконных действиях нотариуса, выразившихся во взимании необоснованно высокой стоимости услуг правового и технического характера при оформлении наследства, а также ограничении возможности обращения к другому нотариусу для оформления наследства в связи с разделением полномочий по ведению наследственных дел по буквам алфавита.
Рассмотрев обращение, специалисты ФАС выяснили, что несколько нотариусов из Черногорского нотариального округа подписали соглашение о распределении обязанностей по выдаче свидетельств о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества по начальной букве фамилии наследодателя. В службе сочли это нарушением антимонопольного законодательства, поскольку Закон о защите конкуренции запрещает осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит, в том числе к установлению или поддержанию цен. В отношении нотариусов было возбуждено дело об административном правонарушении.
Разумеется, нотариусы этого так не оставили и обратились в суд, дабы опротестовать возбуждение дела, а также прочие действия антимонопольного органа по истребованию информации и документов. Однако АС Хакасии пришел к выводу, что этот вопрос не находится в его компетенции, и прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК. Тогда нотариусы обратились с апелляционной жалобой в 3 ААС. В жалобе, в частности, заявители настаивают на том, что спор подведомственен арбитражному суду, указывают, что оспариваемые приказ и действия приняты антимонопольным органом с превышением полномочий и отмечают, что нотариусы не являются хозяйствующими субъектами в понимании Федерального закона.
3 ААС не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Суд отметил, что процессуальный документ антимонопольного органа (приказ о возбуждении дела) и действия по истребованию информации и документов не являются актами, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном АПК – в отличие от предписания и окончательного решения антимонопольного органа. Кроме того, поскольку арбитражный суд не рассматривает заявление нотариусов по существу, доводы сторон, в частности, о распространении Закона о защите конкуренции на деятельность нотариусов, судом апелляционной инстанции не оцениваются. Определение АС Хакасии было оставлено без изменения.