Краевой закон о бесплатной юрпомощи депутаты приняли с купюрами
Депутаты Законодательного Собрания края в первом чтении утвердили доработанный проект закона края "О бесплатной юридической помощи".
Находившийся в недрах повестки, на двадцать-каком-то месте вопрос мирно ждал своего часа до послеобеденного времени. Отдав львиную долю сил на обсуждение проблемного краевого бюджета, депутаты преодолевали дистанцию без видимых энергозатрат, молчаливо выслушивая лаконичных докладчиков и формальные рекомендации представителей парламентских комитетов, и лишь единожды споткнувшись на поправках к закону о поддержке женщин, награждаемых почетным знаком "Материнская слава". В какой-то момент на балконе для прессы появилась делегация школьников, в течение пары минут снимавших нелегкий труд народных избранников на смартфоны; народные избранники нервно посмеивались, смущались и чуть было не упростили процедуру получения этой награды для многодетных матерей из северных районов края. Обошлось; дети беззвучно растворились в воздухе, и мирный бег через поправки был восстановлен.
Докладывать о бесплатной юридической помощи на трибуну вышел начальник управления Губернатора края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Букарин, и задиристый блеск его очков заранее выдавал легкое напряжение чиновника. Мало того, что тема попалась потенциально дискуссионная, так и непосредственный шеф Букарина, Лев Кузнецов, до этого не единожды был критикуем парламентариями за неявку на обсуждение главного финансового документа края. Полагал ли чиновник, что свое недовольство депутаты могут каким-то образом экстраполировать на него?
Начиналось все, впрочем, мирно. Букарин рассказал, что целью законопроекта, необходимость принятия которого обусловлена соответствующим федеральным законом, является создание условий для получения бесплатной, доступной и качественной юридической помощи гражданами, нуждающимися в социальной поддержке. Для выполнения этих задач планируется на базе Агентства по обеспечению деятельности мировых судей учредить новую структуру – государственное юридическое бюро. Отделения бюро будут созданы в семи городах края: в Красноярске, Канске, Ачинске, Минусинске, Лесосибирске, Норильске и Дудинке. Кроме того, в труднодоступных северных территориях откроют восемь пунктов юридических консультаций. Работать там будут адвокаты, оплачивать труд которых планируется из расчета 1100 рублей за консультацию. Необходимость создания бюро чиновник подчеркнул отдельно, аргументировав это тем, что отдавать столь важное дело на аутсорсинг адвокатам нельзя.
По приблизительным подсчетам, право на бесплатную юридическую помощь в крае получат свыше 600 тысяч человек. Законодатель предложил расширить перечень льготников, которым положена бесплатная услуга, дополнив его еще двумя: представители коренных малочисленных народов, сохраняющие традиционных образ жизни, — по вопросам, связанным с обеспечением защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, а также женщины, воспитывающие семь и более детей и награжденные Почетным или нагрудным знаком "Материнская слава" — по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Всего категорий получилось 12 (двенадцать); из-за этого нехитрого числа и предстояло разыграться буре. Взявший слово Алексей Клешко будничным тоном попросил докладчика озвучить каждую из них.
- Все двенадцать? – уточнил господин Букарин
- Ну, а сколько? – парировал господин Клешко.
- В соответствии со статьей шестой… — начал зачитывать документ Букарин, но почему-то очень быстро сдался и попросил собрание избавить его от необходимости повторять уже сказанное. Клешко возмутился:
- Простите меня, Александр Викторович (тут Александр Викторович Усс удивленно приподнял одну бровь, но реплика была адресована, конечно же, не ему), но вы даже не можете перечислить все категории льготников. Вот примерно так же будет работать ваше учреждение, на которое мы потратим 63 млн. рублей, а граждане как ничего не получали, так и не будут получать!
Начало было положено. Следующие сорок с хвостиком минут ушли на ожесточенные дебаты; очень скоро в зале отчетливо стал просматриваться магический треугольник, вершины которого образовали докладчик, депутат Клешко и депутат Марина Добровольская, выступившая с двумя страстными речами, в которых неожиданно и от избытка чувств даже поименовала собравшихся "дорогими друзьями" и "дорогими ребятами". Стихия бушевала за пределами очерченной фигурой – там парламентарии просматривали бумаги, переговаривались и запускали в чиновника один каверзный вопрос за другим; в центре треугольника было спокойно и как-то по-осеннему благостно. Депутаты выяснили, что единых критериев для оценки качества юридической помощи нет, за исключением адвокатских, что юрисконсульты будут получать по 22 тысячи рублей по факту, вне зависимости от количества обращений граждан, что каждый четвертый сотрудник новообразованных подразделений госюрбюро – это госслужащий, т.е. очередной нахлебник по отношению к дефицитному краевому бюджету.
К этому моменту галстук Букарина от контакта с возмущенными воздушными потоками уже слегка сдвинулся вправо, однако чиновник, даже употребивший было от волнения фразу "более шире", быстро взял себя в руки и перестал вступать в полемику, тем паче та разворачивалась уже без его участия. Артем Черных посоветовал не расходовать средства на новую структуру вовсе, а "всем включиться в работу", открыв пункты бесплатной юридической помощи для граждан в депутатских приемных, чем изрядно встревожил некоторых парламентариев, не возражавших собственно против закона, а ратовавших за сокращение административных издержек. Алексей Клешко предложил вместо открытия офисов перенести деятельность консультантов в многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, чтобы сэкономить на новых управленцах и не наращивать почем зря бюрократический аппарат. Председатель профильного комитета Юрий Швыткин, который уже не мог отсиживаться в окопах, слегка абстрактно упирал на то, что законопроект Красноярский край принимает последним в федеральном округе, и что принимать его надо "концептуально".
Наконец, подошли к голосованию, и тут Клешко сделал ход конем – предложил принять закон в первом чтении, но без пунктов 3 и 4 статьи 9, как раз и подразумевавших обязательное создание новой госструктуры.
- Алексей Михайлович, мы ведь можем обойтись без этих исключений. Давайте просто договоримся, что эта статья не относится к категории концептуальных, — постарался урезонить депутата Александр Усс.
- Александр Викторович, чтобы я мог спокойно спать…. Понимаете, они же укатали Заксобрание, несмотря на все дефициты, потратить 100 млн. на приобретение здания для мигрантов. Давайте не будем искушать коллег и исключим спорные пункты, — оставался непреклонен Клешко.
- Имея в виду, что они могут появиться при необходимости? – уточнил Усс.
- Ради Бога, — не глядя на спикера, отозвался депутат.
На том и поладили.