Адвокатам рекомендовали внимательнее относиться к упрощенному дознанию
Совет адвокатской палаты края утвердил разъяснения по вопросу применения адокатами положений главы 32.1 УПК РФ — "дознание в сокращенной форме", что предполагает не только упрощенную процедуру досудебного производства, но и гарантирует в случае постановления обвинительного приговора назначение подсудимому наказания в размере не более половины максимального срока или наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (ч. 5 ст. 226.9 УПК РФ).
Поводом для разбирательства стало обращение одного из адвокатов с просьбой о разъяснении как поступать адвокату-защитнику при реализации положений ч. 2 ст. 226.4 УПК РФ, согласно которой "ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и должно быть подписано подозреваемым, а также его защитником". По мнению обратившейся "…данная норма фактически обязывает адвоката на данной начальной стадии производства по делу согласиться и с объемом обвинения и с правовой оценкой деяния…". Подписывая такое ходатайство, адвокат берет на себя ответственность за принятое решение.
Адвокатская палата не полностью разделила такие опасения, указав на этот счет, что подпись защитника на таком ходатайстве имеет удостоверительный характер, защитник "не подписывает, а сопровождает его надписью, что „ходатайство заявлено в присутствии защитника“, тем самым удостоверяя лишь факт обеспечения реализации доверителем права на защиту, на получение квалифицированной помощи и право выбора формы производства по уголовному делу". Само же ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме вправе заявить только подозреваемый.
Вместе с тем, учитывая назначение процедуры дознания в сокращенной форме и ее последствия, "заявление и подписание ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме следует расценивать как действие в интересах доверителя, если последний признает вину и не оспаривает правовую оценку содеянного". Таким образом, в случае если адвокат подписывает ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме (ч. 2 ст. 226.4 УПК РФ) он наравне с подозреваемым берет на себя ответственность за принятое решение.
Для того, чтобы помощь на этапе расследования оказывалась квалифицированно, до заявления такого ходатайства подзащитным адвокату следует внимательно изучить и оценить все обстоятельства дела, включая интервьюирование доверителя, изучение документа о возбуждении дела. При возникновении сомнений в обоснованности производства дознания в сокращенной форме адвокат обязан указать на них дознавателю и разъяснить подозреваемому его право заявить ходатайство о продолжении производства дознания в общем порядке.
Если "на начальной стадии производства защитник, не знакомясь с материалами дела, не зная установленных обстоятельств, выражает согласие и с тем фактом, что событие преступления имело место быть, и с тем, что вина его доверителя доказана, характер и размер причиненного вреда установлен, квалификация деянию дана верно, исключен самооговор доверителя … решение защитника нельзя расценивать как профессиональное, а помощь доверителю – как квалифицированную", — говорится в документе.
Подписание адвокатом-защитником ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме (другими словами, — согласие защитника), если впоследствии дело будет возвращено дознавателю в связи с недостаточностью доказательств для вывода о событии преступления, характере и размере причиненного вреда, о виновности либо самооговоре, — также будет свидетельствовать о непрофессионализме защитника, резюмировали в Совете адвокатской палаты края.
С полным текстом "Разъяснения адвокату-защитнику по вопросам реализации положений главы 32.1 УПК РФ "Дознание в сокращенной форме" можно ознакомиться здесь.