Служба соцсопровождения бывших заключенных в крае упрочила свои позиции?
Немногим более года назад краевое управление ГУФСИН выступило с инициативой создания Службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, целью которой является социальная адаптация бывших заключенных и тем самым сокращение довольно высокого уровня рецидивной преступности в крае. Для этого подразделения службы призваны были трудоустраивать освободившихся и оказывать им масштабную социальную помощь от восстановления документов и прав на жилье до утраченных родственных связей. Работа шла вполне успешно пока вопрос существования службы не уперся в финансы и ее деятельность не оказалась под вопросом.
Начало и первые итоги
Первое подразделение службы начало свою работу в марте этого года в Советском районе города Красноярска. И, несмотря на небольшой штат и отсутствие организационных гарантий устойчивого финансирования, со своей задачей справлялось весьма успешно: за все время существования службы только три ее клиента вновь совершили преступление.
Во многом успешной реализации цели службы способствовало достижение договоренностей о принятии на работу бывших заключенных с крупными предприятиями края – строительными компаниями "Сибагропромстрой" и "Сибиряк", кирпичными заводами "Стоун" и "Первый кирпичный завод", Красноярским заводом железобетонных изделий № 1, мебельной фабрикой "Весна", УК "Бригантина" и рядом других. Успех сотрудничества в немалой степени обусловлен и тем, что для предприятий, принимающих на работу бывший спецконтингент, рекомендация службы является своеобразной гарантией его благонадежности. "На сегодняшний день к нам обратились 245 человек, только девять из них трудоустроить не удалось", — рассказал директор службы Михаил Ламминпия. Немаловажно и то, что бывшие заключенные трудоустраивались на стабильные предприятия, регулярно выплачивающие заработную плату, со здоровой социальной обстановкой, предполагающей интеграцию их в трудовой коллектив, а не создание групп по интересам с себе подобными.
В планах было расширение подразделений службы не только на районы Красноярска, в пределах которого планировалась "обкатать" проект, и региональные города, но и на сельские территории края, где как раз больше всего проблем с рецидивом. Вместо этого к октябрю проект оказался на грани закрытия по вполне банальной, но очень веской в наше время причине – отсутствии стабильного финансирования.
Когда финансы не поют романсы
И без того действовавшая фактически на волонтерских началах служба, штат которой на первых порах составили директор, сотрудник по трудоустройству и два социальных работника, к концу года осталась без средств к существованию. Как выяснилось, на первых порах оплату необходимых расходов службы взяли на себя предприниматели-члены общественного совета ГУФСИН, в том числе известный красноярский ресторатор Владимир Владимиров, помещение для деятельности службы предоставило ГУФСИН. За это время проект должен был зарекомендовать себя; как следствие, должны были быть достигнуты договоренности о финансировании службы за счет бюджета, что вполне справедливо: с одной стороны, обеспечение безопасности в обществе – в первую очередь, задача государства, на которую граждане как налогоплательщики отчисляют часть своего заработка, с другой – гораздо обоснованнее вкладывать бюджетные деньги в проект, уже доказавший свою эффективность. Тем не менее, ближе к октябрю выяснилось, что бюджетные средства на финансирование проекта выделить возможности нет. Альтруизм предпринимателей оказался на пределе, народные избранники, несмотря на призыв депутата Марины Добровольской, хотя бы временно поддержать обеспечение безопасности за счет собственного кармана отказались. Видимо, последнее вкупе с успешностью проекта и констатацией факта необходимости функционирования службы в рамках предстоящей амнистии подтолкнуло вновь приняться за решение этого вопроса.
7 ноября в ходе заседания комитета Законодательного Собрания края по здравоохранению и социальной политике народные избранники совместно с министром социальной политики Галиной Ковалевой сошлись на том, что решить проблему поможет выделение целевого гранта на нужды службы. Брать проект непосредственно под свой контроль министерство социальной политики не вправе, поскольку его деятельность не охватывается понятием государственных услуг, — пояснила министр.
Как рассказал Право.Ru/Красноярск начальник воспитательной работы с осужденными ГУФСИН России по Красноярскому краю Андрей Луханин, в отличие от финансируемого министерством Центра социальной адаптации бывших заключенных, что располагается в одной из колоний Красноярска, работающего по явочному принципу, который предполагает обращение самого бывшего заключенного за той или иной социальной услугой, служба действует по принципу обязательного сопровождения – работа с освобождающимся начинается еще до его выхода из стен режимного учреждения и часто независимо от его инициативы. Именно такой принцип работы наталкивается на главное нормативное препятствие о госуслуге, которое не позволяет финансировать службу за счет средств министерства. Поэтому пока единственным приемлемым выходом остается получение гранта на нужды деятельности службы, работа над чем уже ведется. До того проект продолжат финансировать те же неравнодушные предприниматели. Свой вклад в поддержку деятельности службы внесет и ГУФСИН, часть функций которой будет выполняться служащими ведомства.
И все же при таком раскладе вопрос о финансировании службы социального сопровождения бывших заключенных в крае не может считаться решенным окончательно: как и предпринимательская деятельность, грантовое финансирование далеко не стабильно. Для успешной работы этой структуре требуется более устойчивое финансовое основание в виде постоянного финансирования. Иначе над проектом вновь может нависнуть угрожающий знак вопроса.
Планы и перспективы
Всем известно, что необходимость развития и поддержки того или иного проекта зависит не только от результативности, но и от его перспектив. В свете предстоящей амнистии по случаю 20-летия со дня принятия Конституции РФ у службы, одна из главных задач которой - трудоустройство бывших заключенных, работы только прибавится.
При том, что в крае ежегодно освобождается порядка 20 тысяч заключенных, ожидается, что под предстоящую амнистию могут попасть те категории заключенных, которым и при отсутствии судимости трудно найти работу — беременные женщины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, инвалиды, пожилые. По прогнозам краевого уполномоченного по правам человека Марка Денисова в Красноярском крае амнистией смогут воспользоваться от 1200 до 4500 человек. Отметим, это далеко не самые неблагонадежные люди и отнюдь не закоренелые рецидивисты: предполагается, что амнистировать будут тех, кто осужден на срок не более пяти лет, то есть преступление не относится к разряду тяжких; осужденный преступил закон впервые (так называемый "первоходок"); в колонии он отбыл не менее ¼ срока. Именно у этой категории при должной работе по адаптации наиболее высокие шансы на возвращение к законопослушной жизни.
Другие цифры привел Андрей Луханин: "72% освобожденных в течение первых двух лет возвращаются обратно „за решетку“. Одна из трудностей адаптации на свободе — утрата социальных связей, отсутствие постоянного места жительства. Нужно помогать этой категории оступившихся".
Всем этим довольно успешно занимаются служба и центр социальной адаптации бывших заключенных, несмотря на некоторые различия в их деятельности. Но их "мощностей" не хватает на такую массу освобождающихся, в связи с чем планируется расширение проектов, и "ни о каком их закрытии речи не идет". Как рассказал Андрей Луханин, в Ачинске откроется второе подразделение службы, а центр социальной адаптации переедет в новое здание, что позволит увеличить его наполняемость до 100-150 человек.
Но нетрудно увидеть, что и этого мало, и здесь не только государство, но и общество должно определиться на что оно готово тратить деньги – на колючую проволоку и автоматы или на превенцию.
Мария Петрова