Адвокатская дисциплина равным образом не терпит чрезмерного рвения и нерадения
К такому выводу пришли в Адвокатской палате Красноярского края, рассмотрев три жалобы на действия адвокатов. В двух случаях адвокаты проявили чрезмерное рвение к участию в качестве защитников по назначению, в другом — адвокат, напротив, допустила срыв судебного заседания, имея возможность избежать этого. Совету адвокатской палаты края придется применить к нарушителям меры дисциплинарного воздействия. Пока же в качестве примера и назидания на будущее палата опубликовала два заключения квалификационной коллегии, свидетельствующие о наличии нарушений в деятельности адвокатов.
Из ряду вон
В Кежемском районе новоиспеченный адвокат, едва только получив статус, сразу же обратился за внесением его в график дежурств адвокатов, осуществляющих свою деятельность на территории района. Однако довольствоваться предложенным расписанием дежурств, несмотря на предупреждение о необходимости его строгого соблюдения, не стал, а, игнорируя утвержденный график и "используя дружеские отношения со следователями и дознавателями", принимал на себя защиту по уголовным делам в качестве адвоката по назначению. Тем самым молодой коллега фактически лишил "других адвокатов работы и средств к существованию", поскольку "в дежурные дни их не приглашают в следственные органы для участия в качестве защитников по назначению", — следовало из жалобы адвоката, ответственного за ведение графика дежурств.
Выборочная проверка судебных дел показала, что за полгода своей гиперактивности адвокат как минимум 9 раз вступал в дела в качестве защитника по назначению с нарушением согласованного графика дежурств. Причем за отсутствием документов, подтверждающих обратное, делал он это без согласия адвокатов, чье дежурство приходилось на те же дни.
В оправдание своего поведения трудолюбивый адвокат ссылался на занятость дежурных адвокатов, сообщения следователей о невозможности их участия при проведении следственных действий и просьбы заменить отсутствующего защитника, а также на согласование с дежурными адвокатами своего участия в делах, которые выпадали на их дни дежурства. Последнее, впрочем, подтвердилось только в одном случае: заменяемая адвокат представила письменное пояснение о согласии на ее замену. В остальных случаях доказательств согласования замены с дежурными адвокатами у него не имелось.
Рассмотрев жалобу, квалификационная коллегия адвокатской палаты края установила, что "адвокат К. принял на себя полномочия по распределению уголовных дел на следствии и в дознании, единолично, пользуясь непроверенной информацией работников правоохранительных органов о занятости дежурных адвокатов, принимал решения о невозможности их участия при проведении следственных действий, не созванивался с дежурными адвокатами с целью получения согласия на их замену, не ставил в известность адвоката К. [ответственную за составление графика дежурств] об отсутствии дежурного адвоката, тем самым нарушал утвержденный график дежурства, игнорируя права других адвокатов на равномерное распределение дел в порядке ст. 51 УПК РФ".
Таким образом, в его действиях "усматриваются нарушения законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, допущенные при осуществлении профессиональной деятельности".
Свое решение коллегия мотивировала ссылкой на Кодекс профессиональной этики адвоката и Порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 50 ГПК РФ, утвержденный решением Совета Адвокатской палаты Красноярского края.
Первый из этих документов обязывает адвоката вести дела на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры, избегая действий, направленных к подрыву доверия. Согласно второму — дни работы адвокатов по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда определяются графиками дежурства и адвокаты могут вступать в дело по назначению только на основании графика дежурства либо в силу указания руководителя адвокатского образования или ответственного за составление графика лица. Этот же документ запрещает адвокату принимать на себя защиту по назначению органов предварительного расследования и суда по просьбе дознавателя, следователя, прокурора или судьи вне установленного им порядка. Аналогичное положение содержится и в кодексе профессиональной этики.
В довершение квалификационная коллегия разъяснила, что "никакие заверения следователей или дознавателей о занятости дежурного адвоката не должны приниматься во внимание, поскольку соблюдение графика дежурства и порядка вступления в дела по назначению — это обязанность адвокатов, за нарушение которой наступает ответственность".
Дорога ложка к обеду
Председатель Железногорского городского суда подал жалобу на действия адвоката, сорвавшей судебное заседание.
Будучи заблаговременно уведомленной судом, адвокат по назначению не явилась в судебное заседание на рассмотрение дела по обвинению ее подзащитного в незаконном обороте наркотических средств в крупном размере. При этом адвокат не сочла должным уведомить о невозможности своего прибытия в суд и причинах неявки, а также заявить ходатайство об отложении судебного разбирательства. В итоге судебное заседание было перенесено на следующий день. Позднее, при рассмотрении жалобы, адвокат пояснила, что не имела возможности вовремя прибыть в судебное заседание в связи с участием в рассмотрении другого дела в одном из судов Красноярска, назначенного всего лишь на два часа ранее того, которое она пропустила.
Такое нерадивое отношение к ведению дел было признано квалификационной коллегией адвокатской палаты края недопустимым и заслуживающим дисциплинарного взыскания, несмотря на то, что причину пропуска судебного заседания члены коллегии все же сочли уважительной.
В случае невозможности принять участие в судебном разбирательстве или следственном действии по уважительным причинам, к которым в частности относится участие в другом судебном заседании, "адвокат должен при возможности заблаговременно уведомить об этом суд или следователя, а также сообщить об этом другим адвокатам, участвующим в процессе, и согласовать с ними время совершения процессуальных действий", — пояснили в квалификационной коллегии. При этом соответствующее уведомление должно быть сделано в письменной форме. Кроме того, допустимо также и последующее письменное уведомление суда при заблаговременном устном извещении.
В целом же подобные ситуации должны быть исключены. Адвокатской палатой края издано Разъяснение о действиях адвокатов при назначении судебных заседаний на одно время. Согласно документу при назначении дел в судах на одно время, адвокат самостоятельно определяет в каком из назначенных дел ему целесообразно принять участие с учетом предварительной согласованности времени рассмотрения дела с судьей и другими, участвующими в деле адвокатами, наличия содержащихся под стражей лиц и количества обвиняемых, подсудности дела и других заслуживающих, на взгляд адвоката, внимания обстоятельств.
Адвокат, пропустивший судебное заседания без уведомления об этом суда, по мнению квалификационной коллегии, "порочит честь и достоинство адвоката, подрывает доверие и умаляет авторитет адвокатуры в целом, нарушает права доверителя, не проявляет должного уважения к суду, коллегам и другим участникам процесса, ненадлежащим образом исполняет свои обязанности перед доверителем, допускает отложение судебного разбирательства по делу".
Мария Петрова