Красноярским юристам напомнили о ценности Конституции
Неделю назад, 26 сентября, с лекцией по одноименному предмету выступил один из ведущих ученых-конституционалистов Алексей Автономов доктор юридических наук, председатель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, главный сотрудник Института государства и права РАН, директор Центра сравнительного права ГУ ВШЭ, главный редактор журнала "Государство и право".
Мероприятие состоялось в рамках Дней юридической науки в Красноярске. Выбор предмета лекции, как следовало из вступительного слова заместителя председателя Законодательного Собрания края Алексея Клешко, не был случайностью: 12 декабря исполнится 20 лет со дня принятия действующей Конституции России. В преддверии этого знаменательного события Законодательным собранием края, Юридическим институтом СФУ и Красноярским региональным отделением Ассоциации юристов России планируется провести цикл лекций, посвященных основному закону страны. Судя по теме первой лекции, одна из целей лектория – поднять престиж действующей Конституции России.
Разговор о ценности конституции лектор начал с самого понятия "ценности", определив ее как "некое благо, стоящее выше других благ, то ради чего человек готов трудиться и жертвовать чем-то". В свою очередь ценности также выстраиваются в определенную иерархию.
И хотя "на сегодняшний день ценность конституции ни у кого не вызывает сомнения", так было не всегда: в период абсолютных монархий конституция воспринималась как угроза ограничению власти монарха. Сегодня же даже монархические государства, где нет конституции, стараются ввести похожие акты, чтобы не отстать от остального цивилизованного мира.
Упрочению значения конституции как основного закона способствовали две основные тенденции - идея иерархичности законов и становление прав человека. Сливаясь, эти два процесса и породили конституционализм: с одной стороны, естественные принципы, воплотившись в законах, затем подразумевали возникновение вопроса и о иерархии этих законов, с другой – повышение ценности неотъемлемых естественных прав человека таких как жизнь, свобода, безопасность, на сегодняшний день признанных большинством государств, требовало их закрепления на самом высоком уровне. С этого момента, конституция как акт высшей юридической силы, закрепляющий основные и неотъемлемые права человека, и вызревала как ценность.
Однако ценность конституции заключается отнюдь не только в установлении правового статуса человека. Конституция также закрепляет основы функционирования публичной власти, систему государственных органов власти, основы жизнедеятельности государства и общества, тем самым становясь фундаментом всех отраслей права. Наряду с названными, неотъемлемыми элементами, из которых слагается ценность любой конституции, являются верховенство конституции над иными правовыми актами государства, ее прямое действие (в противном случае, как полагает профессор Автономов, это номинальный конституционализм), стабильность конституции и одновременно способность к реагированию на изменения общественной жизни (Конституция США 1787, как самая долгоживущая, изменялась приблизительно раз в 8 лет).
К сожалению, в России ценность Конституции весьма хрупка, чему, по мнению лектора, способствовал целый ряд исторических обстоятельств.
Закрепление прав человека Сталинской Конституцией (1936) при отсутствии их реальной реализации породило правозащитное движение под лозунгом: "Соблюдайте Конституцию!". Поскольку права и свободы так и остались на бумаге, среди многих людей и по сей день бытует представление, что эти провозглашенные на бумаге права нужны кому-то другому (к примеру, власти, чтобы выглядеть демократичнее и гуманнее), но не им самим. Иными словами, отсутствие реализации конституционно закрепленных положений о правах человека породило неверие в силу действенности этих положений и обесценивание значения конституции в глазах тех, чьи права она провозгласила. Напротив, "понимание, что права человека – это наши права делает конституцию ценной для всех".
Подрыв ценности конституции продолжился и в конце 80-х годов ХХ века: СМИ, юристы, политологи, философы в голос твердили о том, что действовавшая тогда Конституция СССР 1977 года ни на что не годится, поэтому в новых перестроечных условиях нет смысла ее соблюдать и уважать. В качестве обоснования указывалось всего лишь на две нормы этой конституции – упоминание о развитом социализме в преамбуле документа (что вообще не несет большого юридического значения) и руководящей роли компартии. Вместо того, чтобы гибко отреагировать на изменения общественного строя соответствующим изменением конституции, предпочли нивелировать конституцию как ценность в глазах граждан. Но сложно не согласиться с тем, что "отвергая ценность одной конституции, мы тут же начинаем подтачивать ценность другой", что и отразилось на действующей Конституции Российской Федерации 1993 года.
О хрупкой ценности нынешней российской Конституции, по мнению профессора Автономова, свидетельствуют, редкость внесения в нее изменений (первые поправки были внесены спустя 15 лет после принятия), а также трудности с прямым применением ее положений судами: для того чтобы обеспечить прямое применение Конституции Пленуму Верховного Суда РФ потребовалось издать известное постановление[1]. Но и позже эта проблема не была изжита до конца: в некоторых случаях суды по-прежнему отказывались применять Конституцию, если ее положения не были обеспечены соответствующими федеральными законами. Так, до принятия Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ, реализовать право гражданина пройти альтернативную службу вместо военной было практически невозможно, несмотря на то, что Конституция предоставляет такое право (часть 3 статьи 59). Суды при этом руководствовались отсутствием закона, который раскрывает реализацию права на альтернативную гражданскую службу. В итоге выходило, что на деле у гражданина нет и самого этого права. Естественно, такая ситуация снижала ценность Конституции, подразумевая декларативность закрепленного в ней права.
Но и сейчас мало кто их граждан прямо ссылается на Конституцию при защите прав и свобод. Выходит, нынешняя Конституция, если и представляет собой ценность, так для юристов, власти, ученых, элиты, но не для народа. К тому же предпринимаются меры для того, чтобы у рядовых граждан, далеких от политики и юриспруденции, было меньше поводов вспоминать о своей Конституции. Едва действующей Конституции исполнилось 10 лет, как из списка общегосударственных нерабочих праздничных дней выпал "День Конституции" (12 декабря). Нет, окончательно, конечно, праздник никто не оттенял, но день стал рабочим. Тем самым у простого россиянина стало меньше поводов вспоминать и думать о Конституции своей страны.
К этому остается только добавить, что аудитория самого мероприятия была немногочисленна, что, вероятно, также свидетельствует об отсутствии интереса к ценности Конституции России даже в правовом сообществе. Однако, дабы не остаться на уровне предположений в столь немаловажной сфере, Право.Ru/Красноярск предлагает читателям ответить на несколько несложных вопросов о ценности основного закона страны.
Для тех же, кто всерьез заинтересовался темой о ценности Конституции, но не имел возможности присутствовать на самом мероприятии, опубликована видеоверсия лекции "Ценность Конституции". Кроме того, большинство положений доклада нашли свое отражение в одноименной статье, публикованной в журнале "Государство и право" № 3 за 2009 год.
[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31.10.1995.