Участники арбитражного процесса готовы сесть за стол переговоров
"Договор дороже денег" — именно эту пословицу выбрали участники опроса, проведенного Центром медиации ЮИ СФУ, как наиболее точно характеризующую переговоры.
Третий арбитражный апелляционный суд совместно с Центром медиации ЮИ СФУ провел анкетирование среди участников арбитражного процесса, целью которого было получение сведений о том, насколько они информированы о процедуре медиации и условиях ее проведения, а также готовы ли прибегнуть к этой процедуре в случае необходимости.
В анкете было предложено ответить на 10 закрытых вопросов, касающихся отношения опрашиваемых к переговорам, медиации, стратегиям ведения переговоров, ожиданий респондентов от этой процедуры. Также в анкете предлагался вопрос о предельном количестве времени, которое стороны готовы потратить на ведение переговоров. Последним был вопрос, направленный на выявление понимания самой сути переговоров участниками арбитражного процесса.
Всего в конечную выборку попали 34 анкеты, прошедшие контроль на полноту информации.
На первый вопрос "Предпринимались ли Вами ранее попытки урегулировать спор без обращения в арбитражный суд?" большинство опрошенных (41,2%) ответили "да, но они не достигли результата", что, видимо, свидетельствует одновременно и о необходимости института переговоров, и том, что пользоваться этим институтом без помощи посредников пока трудно.
Основной проблемой при проведении переговоров большинство участников опроса назвали сложность поиска взаимоприемлемого решения (44,1%).
Что касается стратегий поведения на переговорах, половина участников (50%) продемонстрировала вариант стратегии сотрудничества – "стараюсь найти взаимовыгодное решение и готов учитывать интересы другой стороны".
76,5% опрошенных обнаружили правильное понимание роли медиатора в процедуре медиации – "помогает сторонам организовать переговоры, оказывает содействие в поиске решения, отвечающего их интересам".
Обработчики результатов анкет обращают внимание на то, что все респонденты твердо уверены, что медиатор в процессе медиации не выносит обязательного для сторон решения, — этот вариант ответа не выбрал ни один из опрашиваемых. Однако, при ответе на этот вопрос один из респондентов, не выбрав ни один из предложенных в анкете вариантов ответа, написал свой: "Он (медиатор) не нужен, пустая трата времени, стороны сами при желании могут принять решение". Но практика-то свидетельствует, что это далеко не так, и зачастую стороны сами, не прибегая к процедуре медиации, не могут принять решение, даже если у них есть обоюдное желание его принять.
50% опрошенных обнаружили готовность обратиться к профессиональному медиатору для содействия в проведении переговоров.
Наиболее важным при проведении процедуры медиации 47,1% опрошенных считают сохранение партнерских отношений и деловой репутации (другие варианты: "сохранение конфиденциальности", "экономия денежных средств и времени", "возможность самостоятельного выбора взаимовыгодного решения").
Среди условий, при которых стороны готовы обратиться к медиатору, с незначительным отрывом лидировал вариант "наличие трудностей в организации переговоров" — 29,4% (другие варианты: "неуверенность в своей правовой позиции или достаточности доказательств", "неочевидность взаимоприемлемого решения спора", "в любом случае с целью сохранения партнерских отношений").
Наиболее важным преимуществом медиации по отношению к другим способам урегулирования споров оказалась беспристрастность и независимость посредника – этот вариант выбрали 50% опрошенных.
Данные опроса показывают, что наиболее приемлемая, с точки зрения респондентов, длительность процедуры медиации – "не более 2 недель"; таково мнение немногим более трети опрошенных. Мнение остальных респондентов разделилось, и они в равной степени (по 29,4%) посчитали наиболее приемлемой или очень быструю — "не более 2 – 3 дней" — процедуру медиации, или достаточно длительную, но все-таки "не более 2 месяцев". А вести переговоры с целью урегулирования имущественного спора более 2 месяцев никто из респондентов не готов.
Как свидетельствуют данные анкетирования, подавляющее большинство респондентов продемонстрировали (это подтверждает и контент-анализ предложенных респондентам пословиц, выявивший сложившиеся у них представления и предпочтения) готовность идти на переговоры с другой стороной спора или конфликта. Ценность, преимущество договора как результата переговоров характерны для большинства респондентов. Так, более половины опрошенных, отвечая на вопрос: "Какие выражения наиболее точно характеризуют переговоры?", выбрали ответ "договор дороже денег", а каждый четвертый – пятый полагает, что в результате переговоров можно достичь "мира", который, пусть даже "худой", лучше "доброй ссоры". Каждый десятый при этом уверен, что достигнутую в результате переговоров договоренность самих сторон не смогут нарушить даже какие-либо "высшие" силы ("Полюбовного уговора и патриарх не отнимет"). Но все-таки, полагают 5,9% респондентов, очевидно, бывают ситуации ("на краю пропасти"), когда необходимо участие арбитра, "верхов" ("Лучше встреча в верхах, чем на краю пропасти"). Однако, как показали данные анкетирования, большинство респондентов в той или иной степени уже готовы и сами активно участвовать в переговорах, и готовы (50%) в случае необходимости обратиться к профессиональному медиатору для выработки взаимовыгодного решения спора.
С полным текстом результатов опроса можно ознакомиться здесь.