И. В. Шишко: "Диплом выпускника ЮИ СФУ имеет вес даже за рубежом"
Июнь — сложная пора для многих категорий читателей Право.РУКрасноярск — ожидание отпуска становится невыносимым, и это при том, что правовая жизнь в мире не замирает ни на минуту. А для выпускников школ и техникумов — это время, когда пора определяться с выбором будущей профессии. Не секрет, что юридическое образование при очень высоком престиже профессии часто кажется абитуриентам труднодостижимой планкой. На этот счет бытует множество стереотипов — невозможно поступить, трудно учиться, непросто трудоустроиться по окончании вуза, потому что "рынок переполнен"… Какие из этих суждений верны, а какие ошибочны, а также об особенностях получения классического юридического образования мы поговорили с директором Юридического Института Сибирского федерального университета Ириной Викторовной Шишко.
- Ирина Викторовна! Расскажите, пожалуйста, о том, какие образовательные программы реализуются в Вашем Институте, и чем вообще нас может удивить бывший юрфак КрасГУ?
- Бывший юрфак может удивить многим. Начиная с того, что, если раньше мы предлагали образовательные программы только по двум направлениям — "Юриспруденция" и "Социальная работа", то сейчас Институт реализует четыре образовательных программы первого уровня, и пять основных образовательных программ второго уровня — иначе говоря, магистерских программ. Кроме того мы начали подготовку по специальности "Таможенное дело".
- Программы первого уровня — это бакалавриат?
- Совершенно верно. Это направления "Юриспруденция", "Социальная работа" и "Международные отношения" — новое направление, подготовку по которому мы начали с прошлого года. То есть, получается, что сейчас мы реализуем девять основных образовательных программ. Это много. Сравнивая ситуацию с той, что была до 2008 года, — это заметный рост.
- Ребята, получившие квалификацию бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре. Скажите, а в ЮИ уже разобрались, чем магистрант-юрист для рынка лучше бакалавра?
- Вы задали мне, честно говоря, непростой вопрос. Сейчас именно в магистратуре будет проходить углубленное изучение предметов и специализация. И, судя по тому, как это происходит во всем мире, конечно же, выпускники с квалификацией магистра будут более конкурентоспособны. Хотя и квалификация бакалавра предоставляет возможность занимать многие должности. Сейчас резкой дифференциации возможностей нет. Буквально на днях состоялось заседание президиума Учебно-методического объединения по юридическому образованию, где планировалось разработать проект перечня должностей, которые смогут занимать лица, имеющие диплом бакалавра, и лица, имеющие диплом магистра. Но пока это все в сыром виде.
- Многие думающие о будущем вузы предпринимают различные меры для того, чтобы студентами могли стать наиболее способные и подготовленные абитуриенты. Делает ли какие-то шаги в этом направлении и Юридический институт?
Безусловно. Несмотря на надвигающийся дефицит абитуриентов, эту работу начали проводить все ведущие вузы. Идея привлечения наиболее сильных ребят у нас возникла еще давно.
С этой целью, во-первых, повышен минимальный порог ЕГЭ по всем вступительным испытаниям на все направления подготовки — 50 баллов (по очной форме обучения на бюджетной основе). Во-вторых, установлена льгота для победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников по праву — поступление без экзаменов (ряд вузов устанавливает им более "слабую" льготу — 100 баллов по обществознанию).
Что касается студентов, обучающихся по договору, то для тех из них, кто обучается на "хорошо" и "отлично" (в кредитно-рейтинговой системе эти оценки выражаются в определенном количестве баллов), еще в 2009 г. были установлены льготы по оплате обучения. У отличников, например, такая льгота составляет 50%.
Такую же льготу мы предоставляем лучшим участникам краевой олимпиады по праву, которая проводится под эгидой совета ректоров Красноярского края и является региональным этапом Всероссийской олимпиады. Речь идет о поступающих учиться по договору. Почему хорошо подготовленные абитуриенты не могут поступить на бюджетной основе? Дело в том, что многие ребята начинают заниматься только правом, игнорируя остальные предметы. И здесь они подготовлены хорошо, а результаты ЕГЭ у них не очень высокие.
Вообще же пока наши специальность и направления, говоря рыночным языком, пользуются спросом, мы знаем, что на бюджетные места у нас всегда будет конкурс и, значит, мы сможем принять лучших..
- Насколько все-таки сложно поступить в Ваш Институт?
Все зависит только от того, как вы сдали ЕГЭ. Ни от чего больше в настоящее время это уже не зависит. По существу, мы делаем набор из ранжированного ряда результатов ЕГЭ. Поэтому, если они высокие, то шансов поступить к нам очень много. Мы настолько заинтересованы в сильных ребятах, что иногда даже обзваниваем их. Более того, мы встревожены тем, что ребята, набравшие максимальное количество баллов, подав к нам документы, тем не менее, уезжают в центральные вузы. Считается, что в Москве и в Санкт-Петербурге можно найти более престижную работу.. Кстати, часть из них через 1-2 года переводится в наш Институт …
- Тем не менее, многие абитуриенты считают, что бюджетные места в Юридическом Институте — нечто недостижимое?
Достижимое!
В результате повышения минимальных баллов ЕГЭ бюджетные места заполняются только "по знаниям". Поэтому абитуриенту с хорошей подготовкой поступить вполне реально.
-А не ожидается ли в этом году, в связи с общим демографическим кризисом, особого притока абитуриентов из районов?
- Да, число выпускников в городе тает быстрее, чем в сельской местности, поэтому мы ожидаем, что большая часть абитуриентов в этот раз будет поступать из районов. Но, вы знаете, для нас это не такая уж новость: удельный вес абитуриентов, поступающих из сельской местности, с каждым годом растет.
- Тогда логичный вопрос — всем ли иногородним студентам Вашего института предоставляется общежитие и как быстро это может произойти?
- Вопрос стоит, к сожалению, остро. Общежитиями обеспечиваются студенты, обучающиеся на бюджетной основе (в основном обеспечиваются). Может быть, какая-то часть таких студентов остается без места в общежитии, но они очень быстро кооперируются и находят квартиры. Во всяком случае, в декабре прошлого года мы просили нуждающихся студентов-бюджетников подать заявления на предоставление места в общежитии и… ни одной заявки не поступило. Что касается студентов, обучающихся по договору, то, к сожалению, случаи, когда им общежитие предоставлялось, крайне редки. Но, возможно, в связи с вводом новых общежитий СФУ в течение 2012-2013 года ситуация будет выправляться.
- Изменились ли в этом году контрольные цифры приема? Сохранились ли они на уровне прошлого года или будущих юристов, ориентируясь на недавнее выступление Президента, "порезали"?
- Они уменьшилось значительно меньше, чем мы того ожидали. Если в прошлом году мы набирали на направление "Юриспруденция" 80 человек, то в этом году — 75. То есть, сокращение составило 7%. Но зато есть рост почти на 20% бюджетных мест в магистратуре. А на специальность "Таможенное дело" рост составил почти 100%. На самом деле, несмотря на то, что говорят о переизбытке юристов, к нам стали чаще обращаться работодатели, испытывающие потребность в юристах. При этом они просят найти им наших выпускников. У нас возникла другая проблема — мы не можем найти выпускников, которые бы согласились на ту заработную плату, которую предлагают организации. Даже зарплата в размере 25 тысяч не всех устраивает, хотя на красноярском рынке труда это неплохая зарплата для молодого специалиста. Тем более что сумма эта — не финишная.
- Известно, что в Юридическом Институте у договорников-студентов давно уже появилась возможность компенсировать часть затрат на обучение. А насколько реально получить эти льготы?
-Судите сами. Как известно, самый сложный период в вузе — адаптационный (после школы). Так вот если на первом курсе льготы по оплате обучения получают 15%, то есть каждый шестой студент, обучающийся по договору, то на втором курсе — уже 17%, а на третьем — почти каждый четвертый. Число льготников зависит только от успеваемости студентов. Однако отмечу, что самых сильных студентов, обучающихся по договору, мы переводим на освободившиеся бюджетные места.
- А какие механизмы стимулирования предусмотрены для бюджетных студентов?
- Сейчас есть не только обычная стипендия, но и масса дополнительных стипендий, основными критериями для получения которых являются и отличные результаты сессии, и научно-исследовательская работа студентов. У нас много стипендиатов Оксфордской стипендии. Есть ребята, получающие стипендию Президента, стипендии Правительства, Фонда Потанина, компании "Сибирская альтернатива" и другие стипендии. Пришли времена, когда хорошо учиться и заниматься студенческой наукой действительно выгодно.
- Но хорошо учиться еще и сложно, особенно на юриста? Не секрет, что не во всех вузах, которые выпускают студентов по этому направлению, и учебные, и финансовые требования к ним столь же высоки… Не опасаетесь такой вот "демпинговой" конкуренции?
- Нет. Сейчас большое внимание уделяют общественной аккредитации вузов. Так вот, тот факт, что подавляющее большинство вузов и филиалов даже не заявили о намерении ее пройти ( в Красноярском крае ее прошел только наш Институт), свидетельствует о том, что многие требования образовательных стандартов они не соблюдают. О том, что представляет собой вуз (филиал) абитуриенты могут догадаться, и посетив его сайт. Если высшее учебное заведение не сообщает о своих преподавательских кадрах, то, значит, необходимых кадров оно и не имеет. Знаете, что на самом деле привлекает абитуриентов в таких вузах? Во многих из них требование преподавателей — минимальные. Ряд студентов, отчисляясь из нашего Института по собственному желанию, говорят — " У вас нужно учиться", "У вас непросто сдать государственный экзамен". А его во всем мире непросто сдать! К нему нужно готовиться! Но именно благодаря требовательности к знаниям студентов диплом Юридического института СФУ имеет "вес" не только в крае, а в Российской Федерации и даже за рубежом. Уже более двух десятков наших выпускников продолжили обучение в магистратуре зарубежных вузов или работают в зарубежных организациях. Число же выпускников, работающих в Москве и Санкт-Петербурге (и в крупнейших компаниях) в несколько раз больше.
- А какую работу выпускники-юристы считают для себя наиболее престижной?
Конечно, студенты хотели бы работать судьями и в прокуратуре (и желательно в Красноярске). Что касается юридической службы в коммерческих организациях, желающих работать в них меньше, хотя там заработная плата нередко выше, чем на госслужбе. Два года тому назад выяснилось, что практически все студенты старших курсов уже имели работу. Кризис немного эту ситуацию изменил, но мы, как уже отмечалось, с трудом находим выпускников, согласных работать с зарплатой в 25 тысяч.
- Оказываете ли вы какую-то поддержку в трудоустройстве для не определившихся студентов? И какие вообще возможности для получения практических навыков существуют в Юридическом Институте?
- В получении практических навыков, конечно, помогаем. У нас заключены договоры со всеми нашими основными работодателями. Поэтому мы можем удовлетворить желание студента пройти практику в любой организации. Более того, практику можно перманентно проходить в Юридической клинике Института. Сейчас мы завершаем создание Центра карьеры, который будет называться "Молодой юрист", для того чтобы четко отработать взаимодействие студентов старших курсов с потенциальными работодателями, потому что иногда все-таки студенты не могут определиться с выбором места работы. Кроме того, мы хотим организовать специальную стажировку, может быть, летнюю, для того, чтобы они могли окончательно сделать этот выбор. Ну, и самое главное, мы разработали план действий по оказанию помощи в трудоустройстве тем, у кого такая трудность возникает.
- Расскажите, пожалуйста, немного подробнее про эту стажировку.
- Это не предусмотренная учебным планом непродолжительная стажировка в тех организациях, о деятельности которых студенты имеют смутное представление, или считают, что было бы интересно попробовать себя именно там. Так вот, чтобы человек не шел в какую-либо организацию "вслепую" — это же может быть ошибкой — мы и хотим по желанию студентов обеспечить их возможностью постажироваться в той или иной организации. Нам в этом активно помогает Краевое региональное отделение Ассоциации юристов России.
Беседовал Евгений Мельников