Как не попасть в кино с билетом или может ли fast food помешать просмотру фильма?
Вот и пришли новогодние праздники и для многих красноярцев излюбленным развлечением станет посещение кинопремьер. Казалось бы, чего проще — купить билет в кино и наслаждаться отдыхом. Однако не все так легко: зрителя могут не пустить в кино. И вовсе не потому, что у него нет билета. Причина в другом — у зрителя есть мороженое, напитки или закуски, приобретенные где-то по пути в кино, но не в баре кинотеатра. Этому есть обоснование. Во всяком случае, так полагают работники кинотеатра. Но вот насколько такое обоснование соответствует закону, они порой даже не задумываются. Тогда приходится разбираться самостоятельно или звать на помощь Роспотребнадзор. Испорченное удовольствие еще больше подогревает потребителей отстаивать свои нарушенные права. Но, как известно, учиться лучше на чужих ошибках нежели на своих, а кто предупрежден — тот вооружен. Поэтому предлагаем читателям познакомиться с материалом о том, как не стать заложником правил киновидеообслуживания.
История одного кинотеатра
В период майских праздников уходящего года зрителям кинотеатра "МОРИ Синема", расположенного в ТРЦ "Июнь" города Красноярска, так и не удалось посмотреть выбранные кинофильмы: на входе в зал они были остановлены сотрудниками кинотеатра по причине наличия у них мороженного, приобретенного не в баре кинотеатра, а в другой торговой точке ТРЦ "Июнь". В ответ зрители потребовали возвратить стоимость приобретенных ими билетов, а получив отказ, зафиксировали свое несогласие с действиями сотрудников кинотеатра в книге жалоб и предложений. Но и это не возымело успеха: "План Б" прошел без их присутствия. Тогда раздосадованные несостоявшиеся зрители "МОРИ Синема" обратились в краевое Управление Роспотребнадзора с жалобой на нарушение прав потребителей. Два дня спустя аналогичная история приключилась со зрителями, решившими посмотреть "Железного человека-2".
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 7 февраля 1992 года).
А что же сотрудники кинотеатра? Как выяснилось в ходе административного расследования, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю по факту воспрепятствования доступу зрителей в кинозал, в Правилах оказания услуг в кинотеатре "МОРИ Синема", утвержденных директором, содержится положение, согласно которому не допускается пронос на территорию кинозала продуктов питания и напитков, приобретенных за пределами кинотеатра. В случае нарушения этого правила кинотеатр вправе в одностороннем порядке отказать в предоставлении услуг зрителю. При этом в Правилах особо оговаривалось, что приобретение зрителем билета на киносеанс означает заключение договора киновидеообслуживания и подтверждает ознакомление и согласие зрителя с положениями названных Правил, а также возникновение обязанности по их соблюдению в течение всего периода оказания услуг.
Новый виток: Роспотребнадзор vs кинотеатр
Итак, возбудив производства по делам об административных нарушениях на основании жалоб зрителей, проведя административное расследование, Управление Роспотребнадзора по краю со ссылкой на статью 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" сочло аргументацию кинотеатра неубедительной, и привлекло ООО "МОРИ Синема Енисей" к административной ответственности по части 2 статьи 14.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ (включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя) в виде двух штрафов: за каждый факт нарушения по десять тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Кроме того, запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
С точки зрения Гражданского кодекса РФ договор киновидеообслуживания является публичным договором присоединения, то есть:
во-первых, соглашением, заключенным коммерческой организацией, устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, а
во-вторых, условия, которого определены обслуживающей организацией в стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст.ст. 426, 428 ГК РФ).
Таким образом, приобретая билет в кинотеатр, зритель заключает договор киновидеообслуживания, условия которого изложены в Правилах киновидеообслуживания кинотеатра.
Не согласившись с решением Управления Роспотребнадзора по краю, ООО "МОРИ Синема" обжаловало оба вынесенных в отношении него постановления по делу об упомянутом административном правонарушении в Арбитражный суд Красноярского края.
Точку в споре поставил суд
Арбитражный суд Красноярского края рассмотрел два дела А33-12127/2010 и А33-12128/2010 по заявлениям ООО "МОРИ Синема Енисей" и разрешил оба спора не в пользу кинотеатра. Наличие оснований для привлечения ООО "МОРИ Синема Енисей" к административной ответственности по ст. 14.8. КоАП РФ арбитражный суд мотивировал недопустимостью нарушения прав потребителей, возникшего вследствие несоответствия условий Правил киновидеообслуживания кинотеатра "МОРИ Синема" Правилам оказания аналогичных услуг, утвержденных Правительством РФ.
Частью 4 статьи 426, статьей 421 Гражданского кодекса РФ, пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров". Именно таким договором и является договор киновидеообслуживания.
Рассмотрев споры, суд установил, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264 утверждены Правила по киновидеообслуживанию населения, действие которых распространяется на все киновидеозрелищные предприятия, осуществляющие публичную демонстрацию киновидеофильмов на территории Российской Федерации. Указанные Правила устанавливают всего два основания отказа допуска зрителя, заключившего договор киновидеообслуживания в кинозал, — нарушение зрителем общественного порядка и причинения вреда имуществу киновидеозрелищного предприятия. При этом перечень оснований для отказа допуска зрителя в кинозал является исчерпывающим и не подлежит расширению.
Тем не менее, ООО "МОРИ Синема", утвердив собственные Правила киновидеообслуживания, закрепило в них дополнительное основание — недопуск зрителя в кинозал в случае проноса на территорию кинозала продуктов питания и напитков, приобретенных за пределами кинотеатра.
Таким образом, кинотеатр "МОРИ Синема" нарушил права потребителей дважды: установив ранее упомянутое дополнительное основание для отказа от исполнения договора киновидеообслуживания и фактически заставив зрителей приобретать продукты питания в баре¸ расположенном на территории кинотеатра, что запрещено ст. 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Кроме того, как справедливо указал суд, "действующим законодательством не предусмотрено дополнительных оснований для расторжения договора об оказании услуги по киновидеообслуживанию в одностороннем порядке по инициативе исполнителя, в том числе в связи с наличием у клиента продуктов питания и напитков, приобретенных за пределами кинотеатра".
Свой вывод суд мотивировал следующим образом: отказ зрителю в допуске в кинозал является односторонним расторжением договора киновидеообслуживания, и к установленным законом (ст. 450 ГК РФ) случаям одностороннего отказа от исполнения договора он не относится, а иных оснований для его расторжения законом не предусмотрено. Спорное условие о расторжении договора киновидеообслуживания, предусмотренное Правилами кинотеатра "МОРИ Синема" не может быть принято во внимание, поскольку является недействительным (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей").
Как видим, и с этой позиции односторонний отказ кинотеатра "МОРИ Синема" от исполнения договора киновидеообслуживания не соответствует закону.
В пользу невозможности отказа от исполнения договора киновидеообслуживания по причине наличия у зрителя продуктов питания, приобретенных за пределами кинотеатра можно привести еще один аргумент. Поскольку недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ), а недействительное в силу пункта 1 ст. 16 "Закона о защите прав потребителей" условие об отказе допуска зрителя в кинозал по причине наличия у него продуктов питания (напитков), приобретенных им за пределами кинотеатра, не является существенным ("необходимым") условием договора киновидеообслуживания, кинотеатр не вправе отказывать зрителю в просмотре фильма по данному основанию.
В итоге, проанализировав представленные документы, Арбитражный суд края пришел к выводу о том, что постановление по делам об административном правонарушении, вынесенные краевым Управлением Роспотребнадзора в отношении ООО "МОРИ Синема", являются законными и обоснованными.
А что остается на долю зрителей?
Итак, возникает резонный вопрос: что делать, если не пускают в кинотеатр с любимой едой? Если вариант расставания с едой прямо на месте и подчинения незаконным требованиям администрации кинотеатра не входит в планы зрителя, остается набраться терпения и предпринять следующие действия:
1) Объяснить сотрудникам кинотеатра (желательно администратору), что отказ в допуске в кинозал по подобному основанию не соответствует закону и нарушает права потребителей (ст. 16 Закона "О защите прав потребителей", ст. 450 Гражданского кодекса РФ), а наличие соответствующего условия в Правилах оказания услуг кинотеатра не является препятствием для посещения сеанса зрителем, поскольку такое условие является недействительным, следовательно, не должно применяться, но само по себе не может повлечь недействительности заключенного сторонами договора киновидеообслуживания (п. 1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей", ст. 180 Гражданского кодекса РФ);
Ищите на стендах возле кассы, книги жалоб и предложений текст Закона "О защите прав потребителей" или попросите предоставить его администрацию заведения. Это всегда поможет отстоять свои права. Закон о защите прав потребителей для того и доводят до сведения последних, чтобы они имели возможность оперативно заявить о нарушении своих прав.
2) Предупредить сотрудников кинотеатра о том, что в случае отказа пропустить в кинозал, потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор, что чревато проверкой деятельности кинотеатра и привлечением к административной ответственности за нарушение прав потребителей (ч. 2 ст. 14.8. КоАП РФ), а соответственно штрафом для кинотеатра в размере от десяти до двадцати тысяч рублей, а для его директора (администратора) — от одной до двух тысяч рублей;
3) Если указанные выше меры не возымели действия, необходимо как можно тщательнее зафиксировать факт нарушения своих прав: например, сделать запись в книге жалоб и предложений, обязательно сохранить билеты на сеанс, который не удалось посетить, и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю с жалобой на действия кинотеатра;
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю:
Адрес: 660097, г. Красноярск, ул. Каратанова, д. 21
Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (391) 226-89-99, 8 (391) 232-12-75
Факс: 8 (391) 249-14-44
Консультант по защите прав потребителей: 8 (391) 226-89-98
Официальный сайт в сети Интернет: http://www.24.rospotrebnadzor.ru/
Эл. почта: office@24.rospotrebnadzor.ru
Режим работы: понедельник-четверг с 9.00 до 18.00, пятница с 9.00 до 16.45, обед с 13.00 до 13.45.
4) Если нет желания настаивать на своих правах, а хочется просто вернуть заплаченные деньги, то зритель вправе это сделать по соглашению с администрацией кинотеатра (расторгнуть договор киновидеообслуживания по взаимному соглашению). Но вот если зрителя не пускают в кинозал и отказывают в возврате денег, следует иметь в виду, что у кинотеатра в этом случае будут иметься неосновательно полученные денежные средства, взыскать которые можно, правда, через суд.
Мария Петрова/ Обозреватель "Право.Ру/Красноярск"
P.S. Зрелищного и красочного Вам Нового года, дорогие наши читатели!