Более 100 гидротехнических сооружений края бесхозяйны и небезопасны

Органами прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений. На территории 16 районов края (Большемуртинского, Балахтинского, Березовского, Ермаковского, Ирбейского, Иланского, Дзержинского, Канского, Каратузского, Курагинского, Манского, Минусинского, Нижнеингашского, Тасеевского, Партизанского, Ужурского районов) выявлено более 100 бесхозяйных гидротехнических сооружений, — сообщили в Прокуратуре Красноярского края.
Так, прокурором Балахтинского района выявлено 7 бесхозяйных плотин, возведенных на прудах, расположенных вблизи населенных пунктов. Отсутствие эксплуатирующих организаций, а также необходимой технической документации на них снижало уровень безопасности данных сооружений, а также создавало угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
В целях устранения допущенных нарушений, прокурором района в суд направлено 7 заявлений о возложении на муниципальные образования обязанности по постановке приведенных плотин на учет в регистрирующем органе в качестве бесхозяйных. 6 заявлений судом рассмотрены, требования прокурора удовлетворены, 1 — находится на рассмотрении.
Всего городскими и районными прокурорами в суды направлено 54 исковых заявления о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и понуждении к постановке на учет бесхозяйных ГТС, а также по приведению их в надлежащее техническое состояние. В настоящее время требования прокуроров удовлетворены в полном объеме по 38 искам, остальные находятся на рассмотрении.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи (к которым относятся и гидротехнические сооружения в силу их неразрывной связанности с землей), принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Отсутствие у гидротехнического сооружения собственника существенно снижает возможность возмещения вреда, причиненного ненадлежащим содержанием гидротехнического сооружения, поскольку именно на собственника имущества закон, главным образом, возлагает обязанность содержания имущества в надлежащем состоянии (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).
При этом в ходе проверки, проведенной прокурорами Емельяновского, Каратузского, Новоселовского, Сухобузимского, Уярского, Ужурского районов, г. Бородино, ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярским природоохранным прокурором, Канским, Минусинским межрайонными прокурорами, установлено, что органами местного самоуправления, эксплуатирующими организациями на ряде гидротехнических сооружений (плотины, дамбы, водохранилище) не обеспечено необходимое финансирование мероприятий по безопасной эксплуатации этих сооружений, не разработаны планы ликвидации аварий, отсутствуют паспорта, декларации безопасности, годовые отчеты состояния и мониторинга гидротехнических сооружений, не проводятся ремонтные работы и др. Следовательно, такие объекты являются потенциально опасными, способными причинить вред жизни, здоровью или имуществу лиц, находящихся в зоне расположения таких объектов. В целях устранения выявленных нарушений прокурорами главам муниципальных образований, а также руководителям организаций внесены представления об устранении допущенных нарушений.