Вдова отсудила у "Норникеля" законное наследство

Вдова работника ГМК "Норильский никель" обратилась в суд с иском к предприятию о взыскании авторского вознаграждения в порядке наследования за использование изобретения по патенту, а также о взыскании пени и судебных расходов.
Как установлено, мужчина работал на комбинате с 1999 года по 2005 год. За время работы он участвовал в составе авторского коллектива из пятнадцати человек в создании служебного изобретения “Способ электроплавки сульфидных медно-никелевых материалов”. В соответствии с условиями соглашения о распределении вознаграждения между соавторами изобретения, его авторская доля составила 2,5 % от общей суммы вознаграждения.
В мае 2004 года комбинат зарегистрировал заявление соавторов о данном объекте интеллектуальной собственности, что послужило основанием для обращения в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам с заявкой о получении патента на изобретение. В соответствии с регистрацией в Государственном реестре изобретений РФ патентообладателем на 20-летний срок, до декабря 2024 года, стал Норильский горно-металлургический комбинат. Служебное изобретение комбинат начал использовать в собственном производстве с 1 января 2005 года, что подтвердилось соответствующим актом. Экономический эффект от изобретения в 2007 году составил почти 193 000 000 рублей.
Положенное вознаграждение авторы должны были получить не позднее апреля 2008 года, но мужчина умер еще в июле 2005 года. Через полгода вдова подала заявление о принятии наследства и стала единственным наследником, так как обе дочери отказались от наследства в пользу матери. Однако никаких выплат ответчик наследнице не произвел, просрочка по выплатам составила около трех лет.
Разрешая спор, суд руководствовался действовавшими на момент подачи соавторами заявления в 2004 году и на день открытия наследства в 2005 году Патентным законом РФ, ГК РСФСР, Законом СССР “Об изобретениях в СССР”, ГК РФ. Суд пришел к выводу, что на момент открытия наследства мужу истицы принадлежало имущественное право соавтора служебного изобретения на получение от работодателя вознаграждения за изобретение. Это имущественное право не было неразрывно связанным с личностью наследодателя, оно вошло в состав наследства и поэтому может быть реализовано наследником.
При решении вопроса о размере вознаграждения суд применил Закон СССР "Об изобретениях в СССР", действовавший на тот момент. В частности, в соответствии со ст. 32 которого, при не достижении соглашения между автором служебного изобретения (работником, бывшим работником) и патентообладателем (работодателем) вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивается автору на основе договора работодателем, получившим патент или его правопреемником в размере не менее 15% прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от его использования. Поэтому при расчете вознаграждения суд принял во внимание экономический эффект от внедрения служебного изобретения, долю мужа истицы как соавтора изобретения от общей суммы вознаграждения и минимальный размер авторского вознаграждения равный 15% от ежегодной прибыли патентообладателя.
Норильский городской суд постановил взыскать с ОАО “Горно-металлургическая компания Норильский никель” в лице Заполярного филиала в пользу истицы в порядке наследования авторское вознаграждение за использование изобретения в размере 723 500 рублей. А также взыскать пени за несвоевременную выплату вознаграждения в размере 60 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 11 000 рублей.
Ответчик обжаловал судебное решение, по его мнению, только автор имел право получить вознаграждение. Но судебная коллегия указала, что положения ГК РФ и иных законов, действовавших как на день открытия наследства, так и действующих сейчас, не запрещают переход в порядке наследования имущественного права автора служебного изобретения на получение вознаграждения. Так, действовавшая на день открытия наследства ст. 525 Гражданского кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой ГК РФ", предусматривала, что право получить авторское свидетельство или патент на изобретение, удостоверение на рационализаторское предложение, свидетельство или патент на промышленный образец и вознаграждение за изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец, а также основанное на патенте исключительное право на изобретение и промышленный образец переходят по наследству в установленном законом порядке. Данная норма ГК РСФСР не противоречила как ГК РФ, так и Патентному закону РФ.
Таким образом, в мае 2011 года Красноярский краевой суд оставил решение Норильского городского суда без изменения.