ЗС края: ОАО "Аэропорт Красноярск" грозит рейдерский захват

По итогам обсуждения процедуры банкротства ОАО "Аэропорт Красноярск" депутаты Законодательного Собрания края пришли к общему выводу о готовящемся рейдерском захвате компании. Новым арбитражным управляющим Общества стал не представитель Красноярского края, хотя после заседания основных кредиторов была утверждена его фигура, а представитель московской компании "Покровские ворота".
По мнению депутатов, в контексте банкротства и ликвидации в Красноярске базового перевозчика авиакомпании "Красноярские авиалинии", судьба аэропорта для Красноярского края приобретает и принципиальное, и стратегическое значение.
На одной из встреч с депутатами генеральный директор ОАО "Аэропорт Красноярск" Евгений Фролкин подтвердил опасения законодателей о долговых обязательствах аэропорта перед своими партнерами. Структурные изменения, авторы которых уже живут за границей, стали причинами многих неплатежей. Эта история длится с 2004 года, когда при реорганизации базовой компании "Красноярские авиалинии" из общего технологического процесса по обслуживанию воздушных судов были выведены структурные подразделения, занимавшиеся обслуживанием пассажиров и багажа, грузовых перевозок, обеспечение топливом, бортовым питанием и продажей билетов. Эти виды деятельности были переданы во вновь созданные частные организации: ООО "Эра-Терминал" (перевозка пассажиров и багажа), ООО "ЭРА-Карго" (перевозка грузов), ЗАО "Сибирь АвиаСервис" (обеспечение топливом), ЗАО "АэроМил" (бортовое питание). Таким образом, при выделении аэропорта из структуры авиакомпании, у вновь созданного юридического лица осталось минимальное количество подразделений, обеспечивающих функционирование аэропорта и содержание самого аэродрома. Итогом этих преобразований, которые инициировала базовая авиакомпания в лице "Красноярских авиалиний", стала потеря активов, приносящих основные доходы при осуществлении аэропортовой деятельности. К тому же, при осуществлении разделительного баланса ОАО "Аэропорт Красноярск" унаследовало непогашенные задолженности по различным платежам авиакомпании "Красноярские авиалинии", руководство которой, "под шумок раздела" переписало их на аэропорт.
В течение двух лет, пока осуществлялся структурный передел, финансирование на развитие аэропорта авиакомпания "Красноярские авиалинии" осуществляла по минимуму. Это было естественно — распылять средства на уже "инородное" тело ей было невыгодно. По мнению депутатов, процесс реорганизации все эти годы, по сути, был неподконтролен органам краевой администрации, что позволило базовой авиакомпании еще до собственного банкротства перевести часть своих долгов на баланс другой компании. В совокупности с "правопреемственностью" задолженностей и договорных обязательств с частными организациями по обслуживанию пассажиров и багажа, грузовых перевозок, топливного обеспечения, бортового питания после банкротства "Красноярских авиалиний" ОАО "Аэропорт Красноярск" потерял функции и полномочия главного оператора, что уже сегодня не позволяет ему заключать договора с перевозчиками по всем видам обслуживания. Так и не удалось создать иную модель взаимоотношений с частными организациями-операторами, которыми являются перечисленные ООО и ЗАО. В итоге аэропорт лишился доходов за топливообеспечение, буксировку, обслуживание пассажиров и грузов и других доходов, что, в частности, и привело уже к процедуре банкротства само ОАО "Аэропорт Красноярск". Чтобы не лишить красноярцев сервисного и транспортного обслуживания, с "чистого" листа была создана компания "Аэропорт Емельяново" для перевода на ее баланс имущества, обеспечивающее обслуживание пассажиров и жилищно-коммунального хозяйства авиагородка.
Уже после сессии, депутат Андрей Лещенко так охарактеризовал складывающуюся ситуацию: "На сегодняшний день существуют две организации под названием „Аэропорт Красноярск“ и „Аэропорт Емельяново“. „Аэропорт Красноярск“ — это компания, которая находится в стадии банкротства и арбитражного управления. 51 процент акций пока принадлежат Красноярскому краю. „Аэропорт Емельяново“ — это та „чистая“ компания, созданная, чтобы аэропорт функционировал и его жизнедеятельность продолжалась. На сегодняшний день у банкротящейся компании в аренде находится терминал-2, собственником которого является федеральная структура „Почта России“, но которая почему-то не перезаключает договор аренды с нормальной организацией „Аэропорт Емельяново“, а продолжает „поддерживать“ отношения с банкротящейся организацией, что уже само по себе странно. Также компании-банкроту принадлежит терминал-1, через который осуществляются внутрироссийские рейсы. Ситуация получается такова, что при определенных стечениях обстоятельств может полностью блокирована работа аэропорта. Особую пикантность добавляет то, что компания „Покровские ворота“, которые зашла к нам в качестве арбитражного управляющего, является государственной структурой правительства Москвы. С нашей стороны „Аэропорт Красноярск“ тоже государственная компания. Получается неприличная ситуация: государственная компания ведет себя агрессивно по отношению к такой же государственной компании. Кроме рейдеровского захвата ситуацию по-другому не назовешь.
Если взять предысторию, в ноябре прошло собрание кредиторов. Было принято решение о назначении арбитражного управляющего. На суде почему-то было принято другое решение и „завели“ другого человека, из компании „Покровские ворота“. Вот поэтому ситуация сейчас накалилась. Зашли к нам „Покровские ворота“ со своим штатом телохранителей, специалистов, и начинается давление на топ-менеджеров банкротящейся компании. Уже 11 из них уволились. Если так и дальше пойдет, работа аэропорта может быть блокирована. Согласитесь, неприятный новогодний сюрприз…"
Андрей Лещенко считает, что для такой бесцеремонности москвичей есть причины. Помимо пяти зданий, которые принадлежат банкротящейся компании, гостиницы, терминалов, котельной и так далее, у банкротов еще на счету есть достаточно большая сумма денег. Порядка 75 миллионов за проданные активы компании. Проще говоря, они пришли в компанию, у которой есть 2,5 миллиона долларов, недвижимое имущество, а создав правовую и организационную неразбериху и непредсказуемость работы транспортного узла, воздействовать в своих целях на региональную власть…
В напряженном обсуждении проблемы депутаты предложили от имени Законодательного Собрания обратиться с письмом не только к правительству Москвы, но и к Президенту, и премьер-министру. Председатель Законодательного Собрания Александр Усс напомнил своим коллегам, что представительный орган не правомочен вмешиваться в компетенцию исполнительной власти. Такое письмо-обращение должен инициировать или губернатор, или председатель Правительства края. И только в этом случае он, как председатель краевого парламента, готов поставить свою подпись. На этом варианте и остановились.