Перспективы развития предпринимательства в РФ после вступления во ВТО
В РФ происходит становление рыночной экономики и всех ее институтов. Большое внимание со стороны государства уделяется развитию малого и среднего предпринимательства. В этих целях принято большое количество нормативно-правовых актов, среди которых можно назвать следующие: ФЗ РФ от 24 июля 2007г, №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; ФЗ РФ от 26 июля 2006г. №135–ФЗ "О защите конкуренции"; Указ Президента от 30 ноября 1992 года №1285 "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации" и другие. Как мы можем видеть, в нормотворчестве для развития предпринимательства сделано не мало.
Большое значение для развития предпринимательства, должно сыграть вступление РФ в ВТО. Вступления в ВТО, в кругах бизнеса, вызывает не однозначное мнение.
В настоящее время, идет очень много разговоров по поводу вступления РФ во Всемирную торговую организацию (далее ВТО). По данной проблематике написано много статей, публикаций и как следует из данных материалов, есть сторонники и противники, относительно вступления РФ в данную организацию. 16 декабря 2011 г. был подписан Протокола о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. Протокол, после его ратификации, становится международным договором для Российской Федерации, а 21 июля Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."[1]
После присоединения России ВТО будет регулировать около 95 процентов мировой торговли. Получается, что данная организация оказывает огромное влияние на развитие торгово-экономических отношений более чем 150 стран.
Политическое решение о вступлении РФ в ВТО было принято еще 18 лет назад, отметим, что скорей это было политическое решение, чем экономическое. В тот период, а именно девяностые года двадцатого столетия, на территории РФ начался процесс перехода от плановой экономики к рыночной, что в первую очередь и подвигло руководство страны начать данный процесс присоединения к ВТО, так основными принципами деятельности данной организации являются:
- торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.
Исходя, из данных принципов можно наблюдать, что они позволяют развивать экономику в соответствии с мировыми стандартами, особенно в сфере торговли и услуг. На сегодняшний день вступление в ВТО это более экономическая необходимость, нежели чем политическая. Это связано с тем, что уже сегодня ежегодный ущерб России от антидемпинговых процедур в отношении российских производителей в связи с тем, что Россия не является членом ВТО, по оценкам Минэкономразвития, озвученным Германом Грефом, составляет свыше $4 миллиардов. По его словам, на сегодняшний день против России применяется более 120 антидемпинговых процедур, в то время как пять лет назад их насчитывалось менее 30. Таким образом, с каждым годом отсрочки вступления России в ВТО этот поток будет только нарастать, в то же время Г.Греф отметил, что "Вступление в ВТО для России не самоцель. Задача, которая стоит перед президентом и правительством – это вступление в ВТО на приемлемых для России условиях. Если условия не могут быть приемлемыми, то о вступлении в ВТО речи быть не может".
В литературе[2] отмечается, что переговорный процесс оказался крайне непрозрачным для бизнеса Процесс присоединения к ВТО оказался закрытым для представителей многих отраслей экономики. Эта закрытость имела двойственный характер:
• во-первых, не публиковалось сведений о конкретных условиях вступления и обязательствах России в разрезе отдельных отраслей (ставки, квоты и т. п.). В прессе широко освещались только ход и результаты переговоров, а не собственно их предмет;
• во-вторых, не были учтены интересы некоторых ключевых секторов экономики. Одни лоббирующие группы достигли огромного успеха, так как переговорщики жестко отстояли их требования, другие оказались поставлены перед фактом неожиданных уступок.
Вступив в ВТО, Россия взяла на себя ряд обязательств, которые на прямую касаются осуществления предпринимательства. Причем эти изменения практически затрагивают все сферы предпринимательства.
Обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с вступлением в ВТО, можно сгруппировать на 4 группы:
1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот.
Согласно отчету Рабочей Группы по вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. При этом по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки – 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%). В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.
2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам.
Количественные ограничения на импорт такие, как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.
3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%.
4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Тем не менее, некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности – в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности (прозрачности) нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д.
Наибольшие последствия для российской экономики будут иметь первые две группы обязательств (снижение импортных пошлин и Последствия присоединения России к Всемирной Торговой Организации снятие административных барьеров), которые значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей и приведут к уменьшению на рынке доли продукции отечественных компаний.[3]
Теперь постараемся проанализировать перспективы вступления в ВТО для предпринимательства.
- Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квазисудебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.
- Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов;
- ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС;
- Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах;
- законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России.
Можно отметить, что участие в ВТО принесет положительные моменты в развитии экономики, но так же есть и отрицательные:
- Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно: только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
- Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер.
- Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.
- Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор).
- Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениям.
- Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.
- Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением и т.д.[4].
Рассмотрев все обозначенные обстоятельства, по моему мнению, нельзя прийти к однозначному заключению, о том, что может принести для российского бизнеса вступление в ВТО. Исходя из анализа экономик зарубежных стран (Венгрия, Кыргызстан), которые относительно недавно стали членами данной организации, то они столкнулись с определенными негативными обстоятельствами, связанными с развитием реального сектора экономики.
Виктор Александрович Мещериков, к.ю.н. доцент кафедры международного права Юридического института Сибирского федерального университета
[1] "О ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994г." ФЗ РФ от 21 июля 2012 годаN 126-ФЗ.
[2] Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. М., 2012. С. 5.
[3] Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. М., 2012. С.14-15.
[4] Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО "Всемирная торговая организация и Россия" Справочный материал. М., 2011. С. 59.