Имплементация постановлений ЕСПЧ в свете законопроектов, предложенных А.П. Торшиным

16.06.2011 членом Совета Федерации А.П. Торшиным внесены в Государственную думу два законопроекта №564346-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[1] и №564315-5 "О внесении изменений в статью 415 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[2]. Основные предложения указанных законопроектов заключаются в следующем:
- установленное Европейским судом по правам человека (далее ЕСПЧ) нарушение российским законом положений Конвенции по правам человека не является основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам, если КС РФ не признал этот закон не соответствующим Конституции РФ;
- в целях обращения в ЕСПЧ внутригосударственные средства правовой защиты считаются исчерпанными, если по заявлению заинтересованного лица имеется вступивший в законную силу судебный акт Верховного Суда РФ либо Высшего Арбитражного Суда РФ и производство по делу окончено.
При обосновании внесенных законопроектов, А.П. Торшин ссылается на решение ЕСПЧ от 07.10.2010 по делу "Константин Маркин против России"[3], в котором Страсбургский суд в жесткой правовой форме подверг сомнению толкование нормы национального законодательства, данное Конституционным судом Российской Федерации, и рекомендовал России внести необходимые изменения в законодательство на том основании, что оно несовместимо с Европейской конвенцией.
Высказанное А.П. Торшиным сводится к следующему:
1. Положения Конвенции по правам человека полностью корреспондируют положениям Конституции Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации признаются те же права и свободы, о которых говорит Конвенция. Между этими документами нет и не может быть противоречия.
2. В пункте 4 статьи 15 Конституции РФ закреплен приоритет международного договора над положениями закона, но не над положениями Конституции, которая в силу пункта 1 той же статьи имеет высшую юридическую силу на территории России. А в статье 125 Конституции РФ закреплена исключительная компетенция Конституционного суда Российской Федерации на толкование Конституции.
3. Своей новой практикой Страсбургский суд, выходя за рамки Европейской конвенции, вторгается в сферу государственного суверенитета России, пытаясь диктовать национальному законодателю, какие правовые акты он должен принимать.
4. Особые сомнения вызывает ряд механизмов, используемых Европейским судом при принятии решений. Например, метод сравнительно-правового анализа законодательства и практики регулирования общественных отношений в государствах членах Совета Европы. При этом каждое государство имеет свои особенные аспекты исторического развития общества, государственной и правовой систем. При развитии соответствующих демократических институтов и их адаптации в правовое поле страны необходим учет исторических и геополитических особенностей государства. Создание безликих шаблоны общественного развития, да еще и навязывание их мультикультурной Европе в целом или отдельным европейским государствам представляется недопустимым.
5. Согласно правовым позициям законодательных и судебных систем ряда западных стран государство вправе не учитывать решение ЕСПЧ в случаях и в частях, противоречащих национальным конституционно-правовым началам государства. Несоблюдение национальным законодателем права международных договоров допустимо и не противоречит цели международного права при условии, что это является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов.[4]
Таким образом, дискуссионными являются вопросы относительно:
1) установления приоритета между компетенцией ЕСПЧ и конституционным правосудием РФ;
2) определения пределов компетенции ЕСПЧ при толковании Европейской конвенции по правам человека.
Компетенция ЕСПЧ и конституционное правосудие РФ.
Обязанность каждого государства добросовестно и в полном объеме выполнять свои международные обязательства является одним из коренных принципов международного права. Так, в преамбуле и в пункте 2 ст. 2 Устава ООН подчеркивается обязанность государств уважать и строго соблюдать обязательства, вытекающие из договоров и др. источников международного права[5]. Принцип верности международным обязательствам получил юридическое закрепление в Венской конвенции о праве международных договоров, в которой провозглашается: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно исполняться"[6]. Согласно декларации ООН о принципах международного права каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права[7].
В статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров "Внутреннее право и соблюдение договоров" установлено, что участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
Ратифицировав Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"[8] Российская Федерация признала данный международный документ частью российской правовой системы и взяла на себя обязательства по обеспечению тех прав и свобод, которые защищает Конвенция, а значит, должна нести ответственность за невыполнение этих обязательств.
В соответствии со статьей 46 Конвенции Российская Федерация признала ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях их предполагаемого нарушения Российской Федерацией.
Из этого однозначно следует, что не только Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, но и решения Европейского Суда по правам человека в той части, в какой ими дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, имеют приоритет по отношению ко всему российскому законодательству, включая Конституцию вместе с решениями Конституционного суда.
Более того, имея высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации (п.1 статья 15 Конституции РФ), Конституция РФ дословно провозгласила приоритет правил международных договоров Российской Федерации в отношении законов Российской Федерации (п.4 статьи 15 Конституции РФ), в отношении всех законов без исключения, то есть, в том числе и в отношении основного закона – Конституции РФ.
При этом статьей 125 Конституция РФ наделила Конституционный суд РФ полномочием по разрешению дел о конституционности "не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации"[9]. После вступления их в силу власть Конституционного суда РФ над ними иссякает, поскольку они приобретают приоритет над национальным законодательством внутри страны; и становится обязательством России по их соблюдению во вне. Так обстоит дело с Европейской конвенцией, ставшей частью правовой системы РФ.
Таким образом, принятие законопроектов, предложенных А.П. Торшиным, приведет к нарушению общепризнанного принципа международного права pacta sunt servanda и статьи 27 Венской конвенции о праве международных договоров. Внесенные в Государственную Думу законопроекты противоречат Конституции РФ, а именно: пунктам 4 статьи 15, статьям 17, 55, 125, Федеральному закону от 15.07.1995 №101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", правовой позиции Конституционного суда (постановление от 26.02.2010 №4-О) и Верховного суда РФ (постановление от 10.10.2003 №5).
Определение пределов компетенции ЕСПЧ при толковании Европейской конвенции по правам человека.
Согласно статье 32 Европейской конвенции по правам человека к ведению ЕСПЧ относятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в случаях, предусмотренных положениями статей 33, 34 и 47. В случае спора относительно компетенции Суда по конкретному делу вопрос решает сам Суд.
В силу статьи 57 Европейской конвенции по правам человека оговорки относительно юрисдикции ЕСПЧ не допускаются.
В статье 46 Европейской конвенции высокие договаривающиеся стороны обязались признавать и исполнять постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением[10].
Из чего следует, что высшее нормативное толкование конвенции принадлежат ЕСПЧ, и они обязательны для всех высоких договаривающихся сторон в силу договора.
В компетенцию ЕСПЧ входит надзор за соблюдением прав и свобод человека государствами участниками Конвенции. Формально ЕСПЧ не может изменять национальное законодательство, поскольку оно не является предметом регулирования суда. Однако при выполнении функции надзора ЕСПЧ оценивает действия национальных властей и состояние национального законодательства на предмет их соответствия конвенции. В силу статьи 46 Европейской конвенции по правам человека обязательная сила постановлений ЕСПЧ распространяется и на лиц, чьи права и свободы нарушены применением тех законов и нормативных актов, которые не приведены в соответствие со стандартами Конвенции. Выявление ЕСПЧ нарушения Конвенции закрепляет за государством обязанность по восстановлению нарушенных прав.
Как указал Верховный суд РФ выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений (п.11 постановления пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 №5)[11].
Представляется, что под мерой общего характера и подразумевается изменение неконвенционного национального законодательства.
Таким образом, вступив в Совет Европы, согласившись с уставом Совета Европы, ратифицировав Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, Россия добровольно ограничила свой суверенитет во имя защиты прав человека рамками Европейской конвенции защите прав человека и основных свобод.
Косвенное участие ЕСПЧ в совершенствовании национального законодательства в области прав и основных свобод человек допустимо и необходимо, поскольку государства сами дали ему эти полномочия.
Как заявлено в преамбуле Европейской конвенции средством достижения единства между членами Совета Европы является защита и развитие прав человека и основных свобод[12]. Соблюдение основных свобод обеспечивается, в том числе всеобщим пониманием и соблюдением прав человека.
Именно Европейскому суду по правам человека высокие договаривающиеся стороны доверили развитие прав человека и основных свобод и выработку их всеобщего понимания единого. Европейский суд по правам человека выполняет возложенную на него задачу через принятие соответствующих решений путем толкования Европейской конвенции. Представляется, что для развития права прав человека кроме метода сравнительно-правового анализа законодательства и практики регулирования общественных отношений в государствах членах Совета Европы, и "утрирования объема прав человека" иных альтернатив у суда нет.
Людмила Владимировна Палехова, ассистент кафедры международного права Юридического института Сибирского федерального университета
[1] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (об уточнении порядка обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности нормативных актов и порядка обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека): Законопроект от 16 июня 2011 года № 564346-5//[http://asozd.duma.gov.ru].
[2] О внесении изменений в статью 415 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (об уточнении порядка пересмотра судами общей юрисдикции и арбитражными судами судебных актов по новым обстоятельствам): Законопроект от 16 июня 2011 года № 564315-5//[http://asozd.duma.gov.ru].
[3] CASE KONSTANTIN MARKIN v. RUSSIA, жалоба № 30078/06: Постановление Европейского Суда по правам человека от 07.10.2010 по делу "Константин Маркин против России"//[http://www.eurolawco.ru].
[4] См.: Торшин А.П. Выбор России // Российская газета от 12 июля 2011 года № 5525.
[5] См., напр.: Международное публичное право: Сборник документов в 2 частях/ сост. и автор. вступ. статьи К.А. Бекяшев, Д.В. Бекяшев. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006. С.77.
[6] Там же, С. 320.
[7] Там же, С. 80.
[8] О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: ФЗ РФ от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.
[9] О поправках к Конституции Российской Федерации: ФКЗ от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
[10] См., напр.: Международное публичное право: Сборник документов в 2 частях/ сост. и автор. вступ. статьи К.А. Бекяшев, Д.В. Бекяшев. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006. С. 516-519.
[11] О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: Пост. ПВС РФ от 10 окт. 2003 г. №5// БВС РФ. 2003. №12.
[12] См., напр.: Международное публичное право: Сборник документов в 2 частях/ сост. и автор. вступ. статьи К.А. Бекяшев, Д.В. Бекяшев. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006. С. 510.