Устав Красноярска будет обновлен
Городской Совет известил красноярцев о проведении 5 декабря публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Устав города Красноярска. В основном изменению планируется подвергнуть положения о правовых актах городских властей, а также об их компетенции.
С точки зрения практической применимости наиболее значимыми можно считать изменения положений городского устава о правовых актах городских чиновников: предлагается закрепить жесткую иерархию правовых актов городской администрации, главы города, его заместителей, руководителей администраций районов в городе и руководителей органов горадминистрации. Нововведения призваны обеспечить единую управленческую политику на территории города.
Так, предполагается закрепить положение о том, что "распоряжения первых заместителей главы города, заместителей главы города, руководителей администраций районов в городе, приказы руководителей органов администрации города не могут противоречить постановлениям и распоряжениям главы города и администрации города". Иными словами, закрепленная в уставе степень подчиненности исполнительных органов города должна зеркально отразиться в иерархии их правовых актов: в состав администрации Красноярска, возглавляемой главой города, помимо ее органов, входят заместители главы города, а районные администрации являются территориальными органами (подразделениями) горадминистрации (статья 44). Естественно, назначаемые главой города заместители будут подотчетны и подконтрольны ему.
Вопрос о соотношении актов главы города и городской администрации практически снимается, если внимательно прочитать предлагаемую редакцию пункта 1 статьи 58 городского устава: постановления и распоряжения администрации города по вопросам, отнесенным к ее компетенции, издаются главой города. И хотя глава города также полномочен издавать постановления и распоряжения в пределах своего ведения, возглавляя городскую администрацию на принципе единоначалия (единоличного принятия решений), он вряд ли допустит противоречие между собственными актами и актами горадминистрации. В противном случае мэр будет противоречить сам себе.
А вот соотношение приказов руководителей органов городской администрации и распоряжений руководителей администраций районов города с актами горадминистрации в предлагаемой редакции устава не столь очевидно и может вызывать споры. В принципе, акты руководителей структурных подразделений городской администрации, к числу которых относятся и районные администрации, не должны противоречить актам самой администрации. Тем не менее, для большей однозначности целесообразнее было бы все же оставить положение действующей редакции устава города о том, что "приказы руководителей органов администрации города и распоряжения руководителей администраций районов в городе не могут противоречить постановлениям и распоряжениям администрации города". Однако из новой редакции пункта 1 статьи 58 городского устава эту норму почему-то предлагается исключить.
Другие изменения связаны с приведением городского устава в соответствие с действующим законодательством либо носят уточняющий характер.
Новой редакцией устава планируется вопросы создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также назначения их руководителей закрепить за городской администрацией, а не главой города, как в действующей редакции. На практике это мало что меняет, учитывая статус главы города как руководителя горадминистрации.
К полномочиям городской администрации планируется добавить осуществление функций учредителя автономных некоммерческих организаций, за исключением полномочий по принятию решений о создании автономных некоммерческих организаций.
В связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" расширятся и функции Горсовета Красноярска – с 1 января 2013 года ему предстоит утверждать схемы водоснабжения и водоотведения города, в соответствии с которыми будет осуществляться развитие централизованных систем горячего и холодного водоснабжения (водоотведения). Реализация иных полномочий органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных названным федеральным законом, будет отнесена к компетенции городской администрации. В частности, городская администрация окажется ответственной за организацию водоснабжения населения на территории города, включая принятие мер по его обеспечению на случай невозможности или отказа подачи воды снабжающими организациями (статья 6 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Она же будет определять так называемую "гарантирующую организацию", в конечном счете призванную обеспечить водой дома Красноярска, подключенные к центральной системе водоснабжения и водоотведения.
В случае принятия предлагаемые изменения должны вступить в силу после их регистрации и официального опубликования, за исключением полномочий городских органов в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 2 проекта). Последние должны вступить в силу не ранее 1 января 2013 года – с этой даты вступает в силу и сам ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Однако, судя по формулировке статьи 2 проекта изменений в городской устав, положения о полномочиях администрации Красноярска в сфере водоснабжения (абзац 4 пункта 1.3 проекта) вступят в силу после официального опубликования, тогда как положения пункта 1.2. проекта, где говорится об изменении компетенции городского главы в части муниципальных предприятий и учреждений – с 1 января 2013 года. Вероятнее всего, разработчики проекта решения допустили здесь техническую ошибку, указав вместо пункта 1.3. пункт 1.2. проекта. В противном случае было бы странно, если полномочия муниципального органа возникли ранее, чем вступит в силу федеральный закон, их устанавливающий. Кроме того, в пункте 1.2. попросту отсутствует четвертый абзац, который должен вступить в силу с 1 января 2013 года.
Согласно статье 54 Устава Красноярска заинтересованные горожане вправе направить свои предложения по проекту изменений в городской устав. На этот раз предложения горожан будут приниматься в письменном виде в здании городской администрации по улице Карла Маркса, 93, кабинет 113, в рабочие дни с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00. Срок подачи предложений - до 23 ноября включительно.
Полностью с проектом изменений в городской устав можно ознакомиться здесь.
Публичные слушания по вопросу внесения изменений в Устав города Красноярска состоятся 5 декабря в 18:00 в малом зале администрации города (ул. Карла Маркса, 93).