427Документов
доступно
Читаемое
Обсуждаемое
Новости

Арбитраж на Енисее: вехи истории

 Постановление красноярского крайисполкома об организации краевого арбитража (1935 г.)
Постановление красноярского крайисполкома об организации краевого арбитража (1935 г.)

В 2011 году исполнилось 20 лет с момента принятия Закона РСФСР от 4 июля 1991 года "Об арбитражном суде", который был введен в действие с 1 октября 1991 года. В постановлении Верховного Совета РСФСР о введении в действие названного Закона предусматривалось, что органы государственного арбитража в РСФСР, образованные и укомплектованные в соответствии с Законом СССР "О государственном арбитраже в СССР", исполняют свои функции и сохраняют свои полномочия до избрания соответствующих арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде".

Вскоре после принятия закона был сформирован Высший Арбитражный Суд РСФСР, а в течение первого полугодия 1992 года — большинство региональных арбитражных судов. Формирование арбитражных судов прошло довольно организованно и в достаточно короткие сроки. Это стало возможным благодаря принятому единственно верному в то время решению — создать новую ветвь судебной власти на базе государственного арбитража, используя его пусть скромную, но имеющуюся в наличии материальную и финансовую базу и, конечно же, кадровый потенциал. На этом закончилась непростая история системы органов государственного арбитража, существовавшей в СССР почти семьдесят лет.

За два прошедших с момента образования десятилетия арбитражные суды сделали невероятный рывок, стали одной из полноправных ветвей судебной власти. Сегодня арбитражные суды имеют достаточно хорошую законодательную базу для осуществления своей деятельности, неплохую материальную базу и уверенно идут вперед. Впрочем, это не означает, что система арбитражных судов лишена недостатков. Они есть, они разноплановы, им немало уделяется внимания в специальной литературе, но налицо и принятие практических мер к совершенствованию деятельности арбитражных судов.

Мне хочется остановиться на деятельности органов государственного арбитража, как человеку, имеющему отношение и к системе органов госарбитража, и к системе арбитражных судов, проанализировать те особенности, которые имелись в деятельности государственных арбитражей, и которые позволили им стать впоследствии судами. Да и в чересчур насыщенной на события нашей жизни в последние два десятилетия мы стали забывать, что представляли собой органы госарбитража. Уверена, что большинство судей арбитражных судов, назначенных на должности в последние годы, имеют весьма ориентировочное представление о предшественнике тех органов, в которых они трудятся.

В современной российской истории первым органом, осуществлявшим рассмотрение имущественных споров между предприятиями, стали Арбитражные комиссии при Совете Труда и обороны РСФСР и арбитражные комиссии при областных, губернских экономических совещаниях, созданные постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года. Примечательно, что вначале советская власть Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 года № 1 "О суде" вообще наложила запрет на какое-либо судебное рассмотрение споров между казенными учреждениями. Но уже в 1922 году, видимо, поняв ошибочность такой позиции, власть не только создала арбитражные комиссии, но и в Положении о судоустройстве РСФСР, утвержденном 11 ноября 1922 года, отнесла центральную и местные арбитражные комиссии к временно действующим специальным судам. Постановлением ЦИК и СНК от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Просуществовали арбитражные комиссии до 4 марта 1931 года, когда постановлением ЦИК и СНК СССР они были упразднены, а споры предприятий различных ведомств было решено передать на рассмотрение общих судов.

Но спустя всего 16 дней Совет Народных Комиссаров СССР в своем постановлении вновь признает необходимость организации специального органа для разрешения споров между хозяйственными субъектами, но уже в виде государственного арбитража. 3 мая 1931 года принято первое Положение о государственном арбитраже. В Положении предусматривалась не только цель создания государственного арбитража — разрешение всех споров по заключенным договорам и сделкам и других имущественных споров, но и закладывалось направление рассмотрения дел — обеспечивающее укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При рассмотрении дел государственному арбитражу предписывалось руководствоваться законами и распоряжениями центральных и местных органов власти, а также общими началами экономической политики Союза ССР.

Пунктом 9 Положения о государственном арбитраже предусматривалось, что государственный арбитраж исходит из необходимости строгого соблюдения плановой и договорной дисциплины и повышения материальной ответственности хозяйственных органов и персональной ответственности хозяйственников за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров и сделок. Обо всех серьезных нарушениях договорной и плановой дисциплины предлагалось сообщать вышестоящим органам предприятий или органам рабоче-крестьянской инспекции, а в надлежащих случаях — прокуратуре. Положением о государственном арбитраже 1931 года устанавливалось, что надзор за деятельностью госарбитража возлагается на Совет труда и обороны, экономические советы союзных республик, краевые, областные исполнительные комитеты. Согласно пункту 12 Положения эти органы вправе были в порядке надзора отменить или изменить решение государственного арбитража или передать дело на новое рассмотрение.

Именно этим документом, на мой взгляд, была заложена неопределенность в правовом статусе органов госарбитража, т.е. их учреждение при органах исполнительной власти. Однако вопрос от том, что означало такое нахождение при органе исполнительной власти самостоятельного специального органа, уполномоченного на рассмотрение споров, глубокой проработки в юридической науке не нашел. В таком статусе государственные арбитражи просуществовали до 1987 года, когда система этих органов стала обособленной. Таким образом, первое Положение о государственном арбитраже заложило основы своеобразного статуса органов, созданных для разрешения имущественных споров между предприятиями и организациями, при котором вплоть до их упразднения юридическая наука не нашла точного ответа на вопрос о правовой природе этих органов. Наделение органов госарбитража не только функциями по рассмотрению так называемых хозяйственных споров, но и требование от него осуществления контроля за соблюдением законов порождало в юридической среде немало споров. Так, в учебнике для студентов юридических вузов и факультетов "Арбитражный процесс" под ред. В.В. Яркова (2-е издание, переработанное и дополненное, стереотипное) ("Волтерс Клувер", 2005 г.) отмечено, что в научной литературе той эпохи оживленно обсуждался вопрос о правовой природе органов государственного арбитража. Был высказан значительный диапазон различных мнений: государственный арбитраж рассматривался и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гражданских имущественных прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа, и др. На мой взгляд, они были особыми органами, сочетающими в себе черты и судебного органа, и органа управления.

Госарбитраж был нужен не только предприятиям и организациям как орган для рассмотрения возникающих споров. Он нужен был государству как один из рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты. Иначе чем можно объяснить уже в более позднее время (1979 г.) включение в закон "О государственном арбитраже в СССР" статьи 2, предусматривающей среди задач органов госарбитража и задачи по активному воздействию на предприятия, учреждения, организации, их вышестоящие органы и должностных лиц в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, своевременного заключения хозяйственных договоров, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, борьбу с проявлениями местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности; неуклонное применение установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Органы государственного арбитража в своей деятельности согласно закону должны были всемерно использовать правовые средства в целях усиления охраны социалистической собственности, укрепления хозяйственного расчета, усиления режима экономии и устранения потерь в народном хозяйстве, повышения роли договора, развития рациональных хозяйственных связей и сотрудничества между предприятиями, учреждениями и организациями, содействовать динамичному, планомерному и пропорциональному развитию народного хозяйства, ускорению научно- технического прогресса, повышению эффективности общественного производства и качества работы, улучшению конечных результатов хозяйственной деятельности.

Положение о государственном арбитраже, принятое в 1931 году, действовало почти три десятилетия, до 17 августа 1960 года. Первые Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами госарбитража в 1934 году утверждены самим Госарбитражем при СНК СССР. Постепенно в этот период компетенция органов Госарбитража расширялась за счет передачи новых категорий споров: преддоговорных хозяйственных споров, преддоговорных споров при морских и речных перевозках, о водоснабжении, о снабжении электроэнергией и т.д.

Эпохальным событием для системы государственного арбитража стало принятие 23 июля 1959 года Советом Министров СССР постановления "Об улучшении работы Государственного арбитража". Этим постановлением вновь расширена компетенция данного органа по разрешению споров. С 1 января 1960 года все споры между социалистическими организациями, кроме споров с участием колхозов, передавались на рассмотрение органов госарбитража.

Госарбитраж СССР дополнительно наделялся новой, по существу законотворческой функцией. В его обязанности вменялось утверждение Особых условий поставки тех или иных видов продукции и товаров, Инструкций о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству; Госарбитражу давалось право разъяснять предприятиям и хозяйственным организациям применение Положений о поставках. Выполняя возложенные задачи, Госарбитраж СССР, например, в июне 1965 года утвердил Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству, а в апреле 1966 года — Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству.

Помимо этого, к примеру, Госарбитраж при Совете Министров СССР согласовывал Министерству путей сообщения разрабатываемые и утверждаемые им в соответствии с Уставом железных дорог СССР Правила перевозок грузов. Надо отметить, что акты Госарбитража СССР по утверждению Инструкций, Правил разного рода составляли самостоятельный пласт в нашем законодательстве и являлись источниками права.

С расширением компетенции органов Госарбитража по рассмотрению дел и приданием ему новых функций назрела потребность в принятии нового Положения о госарбитраже, поэтому 17 августа 1960 года Совет Министров СССР утвердил Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В тот период система государственного арбитража не была единой, и каждая республика утверждала положение о Государственном арбитраже при Совете Министров соответствующей союзной республики.

На смену первым Правилам рассмотрения и разрешения споров 1934 года, которые действовали почти 3 десятилетия, пришли Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные Главным государственным арбитром СССР и введенные в действие с 1 июля 1963 года. Экономическая реформа, которая была начата в 1965 году, вновь расширила подведомственность споров органам госарбитража. Утвержденные же в этот период новые Правила рассмотрения хозяйственных споров по существу содержали нормы, регулирующие арбитражный процесс.

В 1970 году принимаются два акта, которые не могли не сказаться на деятельности органов Госарбитража. Это постановления Совета Министров СССР "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве", а также постановление Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве". Возвращаясь к хронологии регулирования деятельности органов госарбитража, надо напомнить, что в 1974 году Совет Министров СССР принял постановление "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража", которым Государственный арбитраж при Совете Министров СССР преобразовывался в союзно-республиканский орган, в результате чего система органов государственного арбитража стала единой. С этого времени государственные арбитражи имели двойное подчинение — своему вышестоящему органу и органу, при котором соответствующий госарбитраж состоял. В этот же период утверждается новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а Госарбитраж СССР постановлением от 30.12.1976г. № 136 утверждает новые Правила рассмотрения хозяйственных споров.

В 1977 году с принятием новой Конституции СССР, конституций союзных республик органы государственного арбитража получили статус конституционного органа. А еще через 2 года появился закон СССР "О государственном арбитраже в СССР", принятый Верховным Советом СССР 30.11.1979 года.

В соответствии с Законом следующая четвертая редакция Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами была утверждена уже не Госарбитражем СССР, а Советом Министров СССР (постановление от 05.06.1980 г. № 440). Эти правила стали едиными и для государственных, и для ведомственных арбитражей. Они дважды изменялись и дополнялись постановлениями Совета Министров СССР от 16.04.1988 г. № 490 и от 21.12.89 г. № 1123.

Среди принципов арбитражного процесса в то время действовали следующие:

- принцип арбитрирования, заключающийся в том, что согласно статье 5 Правил рассмотрения хозяйственных споров рассмотрение споров производится государственным арбитражем в составе председательствующего — государственного арбитра или главного государственного арбитра либо его заместителя и представителей сторон;

- принцип законности. Законом было предусмотрено, что органы государственного арбитража разрешают хозяйственные споры в точном соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик и постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, других нормативных актов и в соответствии с государственными планами экономического и социального развития;

- принцип непосредственного урегулирования разногласий между сторонами. Речь шла о необходимости соблюдения претензионного порядка урегулирования спора до обращения с иском в государственный арбитраж;

- принцип реагирования на факты отступления предприятиями от требований закона, в частности, было предусмотрено, что органы государственного арбитража ведут работу по предупреждению нарушений законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, выявлению и устранению причин этих нарушений и недостатков;

- принцип участия общественности в процессе. Закон говорил о том, что к участию в рассмотрении споров государственным арбитражем допускаются представители общественных организаций и трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, являющихся стороной по делу, для изложения государственному арбитражу мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого спора.

Своеобразной в тот период была процедура проверки законности и обоснованности принятых государственным арбитражем решений. Это был только надзорный порядок, не было ни апелляции, ни кассации. Инициатива пересмотра согласно статье 21 Закона "О Госарбитраже в СССР" принадлежала стороне или вышестоящему по отношению к ней органу, а также прокурору. Решение могло быть пересмотрено и по инициативе государственного арбитража. Пересмотр решения осуществлялся главным государственным арбитром или заместителем главного государственного арбитра арбитража, принявшего решение, а также вышестоящего арбитража. Аналогичная норма была закреплена в Правилах рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Предусматривалось, что Государственный арбитраж СССР и Государственный арбитраж союзной республики вправе пересмотреть по своей инициативе любое решение нижестоящего государственного арбитража.

Как упомянуто выше, во все периоды своей деятельности органы госарбитража не только рассматривали хозяйственные споры, но и должны были осуществлять функции, присущие органам государственного управления и правоохранительным органам. Например, в письме Госарбитража СССР от 24.06.1970 г. № И-1-22 "Об улучшении работы государственных арбитражей по разрешению хозяйственных споров" содержались такие требования, как проявлять нетерпимость к выявленным при разрешении споров недостаткам в хозяйственной деятельности предприятий, не оставляя без острого реагирования факты невыполнения планов производства и поставки, срыва ввода в действие новых мощностей, выпуска и поставки недоброкачественной продукции, недостач материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства, местничества и ведомственности и других нарушений социалистической законности в хозяйственной деятельности. Органам Госарбитража предлагалось выявлять конкретных виновных, шире использовать материалы арбитражных дел для постановки перед соответствующими органами о принятии мер к устранению недостатков. Предлагалось также о наиболее серьезных недостатках информировать партийные и советские органы, органы народного контроля, прокуратуры, МВД. Этим же Инструктивным письмом госарбитражам предлагалось шире практиковать рассмотрение споров непосредственно на предприятиях и в организациях с участием хозяйственного актива и общественности, и т.д.

Позднее и закон "О государственном арбитраже в СССР" также предусмотрел, что органы государственного арбитража ведут работу по предупреждению нарушений законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, выявлению и устранению причин этих нарушений и недостатков.

Исходя из этого, в статье 23 Закона законодатель определил формы предупредительной деятельности органов госарбитража. Среди них:

- рассмотрение хозяйственных споров, имеющих важное общественное значение, непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- ведение пропаганды хозяйственного законодательства;

- рассмотрение совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями вопросов, связанных с разработкой мер по предупреждению, а также по устранению выявленных государственным арбитражем нарушений законности и недостатков в хозяйственной деятельности;

- направление в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям, вышестоящим по отношению к ним органам и должностным лицам сообщений о выявленных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности с предложениями об их устранении, а также о привлечении виновных лиц к ответственности и о возмещении причиненного ими материального ущерба.

В необходимых случаях сообщения о выявленных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности предлагалось направлять для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в органы прокуратуры, внутренних дел и другие компетентные органы.

Несмотря на то, что законодательная основа, определяющая статус органов госарбитража как самостоятельного конституционного органа, и процессуальная основа его деятельности в 80-е годы серьезно совершенствовались, влияние на его деятельность органов исполнительной власти оставалось все еще значительным, они оставались в статусе существования при соответствующем исполнительном органе власти. Примером такого влияния может служить Решение исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 г. N 384-15 "О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры" в свете Закона СССР и Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры в крае", пунктом 10 которого крайисполком предписывал государственному арбитражу при крайисполкоме на основании заявлений производственной группы по охране и эксплуатации памятников истории и культуры обязывать арендаторов и других хозяйственных пользователей зданий-памятников заключать в установленном порядке охранно-арендные договоры.

12 февраля 1987 года Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР вновь обратились к деятельности органов государственного арбитража, приняв постановление № 190 "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов Госарбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве". Согласно этому постановлению органы государственного арбитража утратили свой статус при органах исполнительной власти и стали самостоятельной системой. С этого времени и вплоть до своего упразднения в 1991 году система органов госарбитража была единой обособленной системой.

Вместе с тем, двойственная природа органов госарбитража сохранялась и в этот период. Предупредительная деятельность органов госарбитража дополнялась все новыми формами. 16 апреля 1988 года Совет Министров СССР постановлением № 490 утвердил новое Положение о Государственном арбитраже СССР. На государственные арбитражи наряду с необходимостью обеспечения единообразного и правильного применения законодательства при разрешении споров возлагались задачи по обеспечению защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий; активному воздействию на предприятия, их вышестоящие органы, должностных лиц в целях обеспечения соблюдения ими законности, государственной дисциплины в народном хозяйстве.

По существу ни одно постановление, в той или иной мере затрагивающее деятельность органов государственного арбитража, не обходилось без того, чтобы на этот орган не было возложено какой-то новой обязанности в сфере так называемой профилактики. Например, в вышеупомянутом совместном постановлении № 190 на арбитражи возлагался контроль за заключением и исполнением договоров. Во исполнение указанного постановления Госарбитраж края от предприятий запрашивал тексты предлагаемых поставщиками контрагентам проектов договоров, проверял их на соответствие действующему законодательству и давал предприятиям соответствующие предложения.

В целом постановка договорной работы на предприятиях была предметом проверок, проводимых госарбитражем. Так, за неполный 1988 год госарбитраж края провел на предприятиях более 50 проверок. Во исполнение обязанности по контролю за исполнением договорных обязательств в 1988 году особое внимание госарбитражем края было уделено выполнению предприятиями края требований постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 05.06.86 № 672 в части добровольного перечисления неустойки за недопоставку продукции. При проверках на целом ряде предприятий края установлены нарушения этого требования, поэтому по установленным фактам уклонения от добровольной уплаты неустоек госарбитражем возбуждено более 50 дел по своей инициативе и с поставщиков в доход союзного бюджета были взысканы повышенные штрафы. Надо сказать, что право на возбуждение дел по собственной инициативе в этот период было закреплено в статье 13 закона СССР "О Госарбитраже в СССР", согласно которой государственный арбитраж вправе возбуждать дела по своей инициативе при наличии данных о допущенных предприятиями, учреждениями и организациями нарушениях государственной плановой и договорной дисциплины и других нарушениях законности в хозяйственной деятельности. Во исполнение требований Закона и статьи 65 Правил рассмотрения хозяйственных споров, утв. в 1980 г., госарбитражем края ежегодно возбуждалось по своей инициативе несколько сотен дел.

В 1987 году в составе государственных арбитражей были образованы коллегии, которые наряду с прочими вопросами занимались и заслушиванием руководителей предприятий, организаций, объединений о мерах по устранению нарушений законодательства. Например, в 1987 году на коллегии Госарбитража края были заслушаны руководители ПО "Сибтрикотажпром", ПМО "Красноярскмебель", ПЛО "Енисейлесосплав" о работе по выполнению договорных обязательств, доарбитражному урегулированию споров.

Кроме того, госарбитраж был наделен полномочиями по проверке деятельности ведомственных арбитражей и такие проверки проводились активно. Госарбитраж края в те годы проверками охватил работу всех действовавших ведомственных арбитражей.

Несмотря на наличие большого числа функций административного плана, которые позволяли органам госарбитража активно влиять на хозяйственную деятельность предприятий, основной его задачей оставалась задача по разрешению хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями. Небольшим коллективом, с численностью государственных арбитров в крае в отдельные годы от 7 до 15 человек и общей численностью коллектива не более 35 человек, проделывалась не только огромная предупредительная работа, о которой я упомянула выше. Наряду с этим госарбитражем края рассматривалось значительное число дел. В период с 1980 по 1989 годы ежегодно количество рассматриваемых дел составляло в среднем 13-14 тысяч и только в 1990-1991 году — в периоды значительного спада темпов производства в нашей экономике, число рассмотренных в году дел равнялось примерно 9 тысячам.

Такая производительность труда, если так можно выразиться в отношении работы государственного арбитра, была возможна только потому, что в госарбитраже всегда работали энтузиасты своего дела. На должности государственных арбитров отбирались, как правило, юристы, имеющие значительный стаж работы по специальности и достаточный жизненный опыт. Все государственные арбитры хорошо представляли специфику деятельности как отдельных предприятий, так и целых отраслей. Для правильного и всестороннего рассмотрения дел были необходимы не только хорошие знания хозяйственного законодательства о поставках, перевозках, подряде на капитальное строительство, но и основы планирования, финансовой деятельности предприятий. Надо было иметь представление о промышленном производстве, поэтому выезды госарбитров на предприятия, связанные с проведением выездных заседаний, с проверками, сопровождались, как правило, ознакомлением с производственной деятельностью того или иного предприятия. Вспоминается выезд на только что начавший свою деятельность Ачинский нефтеперерабатывающий завод. В то время у него были очень серьезные споры с железной дорогой по поводу организации работы подъездных путей завода и погрузке-разгрузке нефтеналивного состава. Директор завода потратил 5 часов, знакомя государственного арбитра со спецификой работы своего завода и с погрузкой цистерн. Он понимал, что от того, насколько госарбитр четко будет представлять производственную деятельность завода, зависит правильное разрешение спора с железной дорогой.

Немаловажную роль для обеспечения надлежащего качества рассматриваемых споров имело то, что в Госарбитраже при Красноярском крайисполкоме, а впоследствии в Госарбитраже Красноярского края всегда действовала специализация по рассмотрению дел. Специализация устанавливалась по отраслевому принципу. За так называемыми отделами, представляющими собой одного госарбитра, закреплялись дела, связанные либо с поставками продовольственных товаров, либо с поставками товаров народного потребления, либо связанные с перевозками грузов всеми видами транспорта, либо вытекающие из договоров подряда на капитальное строительство и т.д.

Да, надо признать, что в течение всего периода своего существования госарбитраж зависел от органа, при котором он состоял. Орган исполнительной власти, при котором состоял госарбитраж, назначал государственных арбитров, главных государственных арбитров, их заместителей. В отдельные периоды, как приведено выше, органы исполнительной власти рассматривали даже жалобы на решения госарбитража и могли их отменить. Но нельзя не признавать, что государственные арбитражи обеспечивали квалифицированное рассмотрение споров хозяйствующих субъектов. Эти органы соответствовали тому времени, в котором существовали, и обеспечивали потребности того времени. Судебной системы для разрешения экономических споров в стране не существовало, а органы госарбитража достойно выполняли задачу по разрешению хозяйственных споров. Развитие органов государственного арбитража, как видим, было весьма противоречивым, но в целом к концу своего существования они все больше стали приобретать черты экономического или коммерческого суда. К концу существования органов государственного арбитража была наработана достаточно качественная процессуальная основа их деятельности.

Самое время, на мой взгляд, здесь упомянуть о людях, которые работали в разные годы в госарбитраже края. Значительный вклад в дело укрепления законности и правопорядка в хозяйственных отношениях, становления и развития государственного арбитража Красноярского края внесли Главные государственные арбитры Винокуров Михаил Акимович, возглавлявший Госарбитраж края в 50-е годы двадцатого столетия, Черкашин Валерий Петрович — в 60-е годы, Трухницкий Ян Викторович — в конце 60-х, начале 70-х, Фирсанков Анатолий Зиновьевич — в 70-е годы, Карачаров Вениамин Петрович — в 80-е годы. Настоящим наставником и учителем для вновь назначенных государственных арбитров была заместитель Главного государственного арбитра края Ярославцева Евдокия Николаевна, проработавшая в госарбитраже четверть века. В разные годы в течение длительного периода в госарбитраже успешно трудились государственные арбитры Ананьева Г.Е., Курзинер Т.И., Антипина В.К., Образцова Р.Е., Филатова Л.Ф., Горовенко В.Н. Успешная работа госарбитража была бы невозможна без аппарата, очень незначительного в те времена. Но и в аппарате были люди, отдавшие госарбитражу не одно десятилетие. Это Киселева В.С., Попова Г.В., Макаренко Н.В., Серегина Л.А., Юшина И.В., Маремкулова Н.В., Щеглова О.Е., Лукьянова С.Н.

В связи с введением в стране новых условий хозяйствования к концу 80-х годов было принято большое количество новых законов, которые вновь расширили компетенцию органов госарбитража по разрешению дел. Например, согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, утв. Верховным Советом СССР 23.11.1989 N 810-1, споры по условиям, порядку и срокам выкупа арендаторами арендованного имущества должны были разрешаться государственным арбитражем или судом. Таких споров в госарбитраже края было очень много, и это были очень непростые дела.

В 1989 году Верховный Совет СССР предусмотрел передачу на разрешение органов Госарбитража разногласий, возникающих между предприятиями и вышестоящими органами по поводу размещения государственных заказов. Предприятия сразу активно стали использовать эту норму закона, и в госарбитраже проходило много споров об оспаривании государственных заказов, при этом, конечно, большинство вышестоящих органов было не в восторге от этого новшества. Например, наши лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия в 1990 году оспорили порядка 80 государственных заказов, размещенных Министерством лесной промышленности СССР, по мотивам их завышения в отсутствие необходимых производственных мощностей и недостаточной для доведенных объемов лесозаготовительной базы. Эти споры рассматривались в городе Красноярске заместителем Главного государственного арбитра РСФСР, при этом по большинству дел требования предприятий были удовлетворены, а объемы поставляемой лесопродукции для наших предприятий были уменьшены.

В период перестройки начал формироваться класс предпринимателей, а, соответственно, и частная собственность. Основным регулятором в экономических правоотношениях в это время становится не план, а договор. Стало ясно, что в новых условиях защита интересов хозяйствующих субъектов должна проводиться не квазисудебным органом, которым являлся все-таки государственный арбитраж, а уже в судебном порядке. Поскольку суды общей юрисдикции у нас никогда не рассматривали споры, вытекающие из предпринимательской или экономической деятельности, то было принято решение создать систему арбитражных судов, в связи с чем и был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде". Становление арбитражного суда Красноярского края прошло следующим образом: в марте 1992 года Верховным Советом Российской Федерации был избран председатель суда, 8 июня 1992 года постановлением Президиума Верховного Совета РФ в Красноярском краевом арбитражном суде образованы три коллегии: по экономическим спорам; по разрешению дел, возникающих в сфере управления; по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу. Постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992г. избран Красноярский краевой арбитражный суд в составе трех заместителей председателя и 15-ти судей. Большинство вновь назначенных судей арбитражного суда в то время имели предшествующий стаж в должностях государственных арбитров, среди них: Власова Н.Г., Ретхер В.В., Нестеренко В.П., Зимина Н.Н., Бычкова О.И., Маркова Л,П.. Мельников Ю.К., Мыглан Л.А., Шимохина Г.Н., Шуваева Е.В., Орловская Е.А., Каменская Е.Ф., Ярош Г.В. Это были опытные юристы, хорошо знающие экономику края и соответствующее законодательство. Их прежний опыт и имеющаяся подготовка позволили им быстро стать квалифицированными судьями арбитражного суда. Считаю, что опыт деятельности органов государственного арбитража дал и еще может дать много положительного для системы арбитражных судов, если его признавать и учитывать.

Председатель Арбитражного суда Красноярского края в отставке, заслуженный юрист РФ Т.И. Машкина

Об авторе:

Машкина Тамара Ивановна

Родилась 29 января 1949 г. в  с. Пискуновка (Красноярский край). Казачинского района
В 1972 г. — окончила  Красноярский государственный университет (заочно), специальность по образованию — правоведение.
В 1968-72 гг. — консультант госарбитража при Красноярском крайисполкоме. 
В 1972-76 гг. -  юрисконсульт, старший юрисконсульт Енисейского речного пароходства.
В 1976-84 гг. — госарбитр Красноярского Госарбитража.
В 1984-89 гг. — заместитель главного госарбитра госарбитража Красноярского края.
В 1989-92 гг. — главный госарбитр госарбитража Красноярского края.
В 1992-2007 гг. -  председатель Арбитражного суда Красноярского края. 
В сентябре 2007 г. назначена главой региональной комиссии по помилованию.

Почетные звания: Заслуженный юрист РФ; юрист высшего квалификационного класса; награждена Орденом Почета (2000 г.); удостоена Высшей юридической премией "Фемида"  (2002 г.) в номинации "Правосудие" — за вклад в совершенствование правосудия и высокий профессионализм.

 

Персона: Тамара Машкина
Суд: АС Красноярского края
   
Разместить на:


5 декабря 2019
15:19 Дизайн магазина деликатесов в красноярском аэропорту стал поводом для судебного спора
В Арбитражный суд Красноярского края поступило исковое заявление предпринимательницы Татьяны Жаворонок. Она требует признать недействительными торги на право заключения договора аренды помещения для размещения магазина по продаже сибирских деликатесов в международном аэропорту "Красноярск"
3 декабря 2019
15:06 Красноярцу грозит до пяти лет колонии за нападение на судебного пристава
В отношении жителя Красноярска возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"). Он напал на судебного пристава.
14:58 Нарубивший лес на 9 млн рублей житель Канска предстанет перед судом
В Красноярском крае возбудили уголовное дело в отношении мужчины, который незаконно вырубил лес на 9 000 000 рублей.
2 декабря 2019
14:30 Ачинские наркосбытчики получили 7 и 9 лет колонии за торговлю "синтетикой"
В Ачинске суд вынес приговор наркосбытчикам, распространявшим наркотики через тайники. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
28 ноября 2019
12:56 Медицинские кабинеты детсадов Красноярска получат лицензию только после вмешательства прокурора
После вмешательства прокуратуры Октябрьского района Красноярска детская больница начала процедуру получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах детских садов.
27 ноября 2019
13:26 Пассажира из Норильска накажут за решение лететь бизнес-классом без билета
Транспортные полицейские привлекли к административной ответственности пассажира самолета в Красноярске, который нарушил правила полета и не выполнил распоряжения командира воздушного судна.
12:29 Смерть водителя в ДТП обернулась для виновника аварии сроком в колонии
5 ноября Канский городской суд рассматрел дело гражданина Ильина, который обвинялся по ч.3 статья 264 УК РФ в совершении преступления. По версии обвинения, он нарушил правила дорожного движения при управлении автомобилем, и в результате по неосторожности причинил смерть водителю второго участника ДТП.
26 ноября 2019
15:13 Дело об опасном мусоре на полигоне Саяногорска дошло до суда
25 ноября прокурор Республики Хакасия утверждил обвинительное заключение в отношении должностного лица коммерческой организации, которого обвиняемого в ином обращении химических отходов с нарушением установленных правил, если это деяние создало угрозу причинения существенного вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации).
13:16 Пожар в краевой колонии обернулся прокурорской проверкой
Красноярская прокуратура провела проверку по факту пожара в ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе ведомства.
25 ноября 2019
13:56 Бывшего инспектара лишили мундира за махинации со страховыми выплатами
Прокуратура Октябрьского района поддержала в суде обвинение по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями бывшим инспектором ДПС. Подробнее об этом рассказали в региональной прокуратуре.
11:56 Попытка получить компенсацию за таблетки обернулась для красноярки потерей 138 тыс. рублей
Попытка получить компенсацию за некачественные таблетки обернулась для красноярки потерей 140 000 рублей. Подробнее об этом рассказали в краевой полиции.
22 ноября 2019
15:32 РЖД заплатит 1,5 млн рублей за нарушение порядка строительства
РЖД привлекли к административной ответственности. Компания заплатит 1 500 000 рублей за административные правонарушения. Подробнее об этом расказали в пресс-службе АС Красноярского края.
12:07 Фиктивное трудоустройство слесаря-сантехника обернулось уголовным делом для руководителя
В Красноярске начальника филиала "Дом ребенка" заподозрили в злоупотреблении полномочиями. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе ГУ СК РФ по краю.
21 ноября 2019
16:02 Молодой железногорец ответит перед судом за ДТП с полицейским
Житель Железногорска сбил сотрудника полка ДПС. Как рассказали в Следственном комитете по Красноярскому краю и Хакасии, все произошло 19 октября 2019 года. 21-летний молодой человек находился в своей машине около дома на улице 60 лет ВЛКСМ. Его пытался остановить сотрудник полка ДПС, однако водитель испугался возможного наказания и сбил полицейского.
10:44 Сотрудниц красноярского банка наказали за присвоенные из банкоматов купюры
Сотрудниц банка наказали за хищение денег из банкоматов. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе краевой прокуратуры.
20 ноября 2019
15:31 Пьяное оскорбление полицейского обошлось жителю края в 10 тыс. руб.
В Туруханском районе местного жителя признан виновным в оскорблении полицейского. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе ГУ СК РФ по краю.
11:51 Жительница Хакасии ответит перед судом за контрабанду сильнодействующих веществ
В Республике Хакасия местная жительница предстанет перед судом за контрабанду сильнодействующего вещества. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
19 ноября 2019
16:15 "Сибиряк" хотят заставить платить за долгую стройку нового корпуса краевой больницы
Строительную компанию "Сибиряк" хотят заставить заплатить около 8 916 000 рублей за стройку нового корпуса краевой больницы. Объект должен был быть достроен и открыт к Универсиаде-2019 в марте, но до сих пор не открыт.
14:32 Строительство метро в Красноярске может стать поводом для судебного разбирательства
В Арбитражный суд Красноярского края поступил спор по строительству участка первой линии метрополитена в Красноярске. об этом рассказали в пресс-службе суда.
13:39 Экс-председателя участковой избирательной комиссии заподозрили в подделке подписей избирателей
В Красноярском крае экс-председателя участковой избирательной комиссии заподозрили в нарушении конституционных прав граждан. Подробнее об этом рассказали в ГУ СК РФ по краю.
15 ноября 2019
16:58 Прокуратура добилась возбуждения уголовного дела по факту загрязнения вод реки Сисим
Прокуратура добилась возбуждения уголовного дела по факту загрязнения вод реки Сисим вследствие прорыва дамбы 9 октября.
14:11 Жителя Железногорска отправили в колонию строгого режима за угрозу убийства ветеринару
Жителя Железногорска осудили за угрозу убийства ветеринару. Размахивая ножом, тот требовал спасти любимого кота.
10:47 Экс-глава счетной палаты Татьяна Давыденко продолжает оспаривать свою отставку
Экс-глава счетной палаты Татьяна Давыденко продолжает оспаривать свою отставку
14 ноября 2019
17:05 Красноярца осудили за фиктивную прописку пятерых иностранцев
Жителя Ленинского района краевого центра осудили за фиктивную прописку в своей квартире пятерых иностранцев.
13:23 Суд отказал ООО "Аэропром" в иске к краевому Лесопожарному центру
Арбитражный суд Красноярского края отказал руководителю ООО "Аэропром" Марии Давыденко в удовлетворении заявления об отмене решения УФАС о признании обоснованными действий КГАУ "Лесопожарный центр" при закупке авиационных услуг на тушение лесных пожаров.
10:25 Судебные приставы добились погашения 6 700 000 руб. долга по зарплате
Судебный пристав ОСП № 2 Советского района по Красноярску взыскала 6 700 000 руб. долга по заработной плате работникам предприятия, осуществляющего буровые работы.
13 ноября 2019
15:16 Дело поджигателей красноярской мэрии ушло в суд
Прокуратура направила в суд уголовное дело двух красноярцев, забросавших здание городской администрации бутылками с зажигательной смесью.
12:39 Красноярских риэлторов уличили в нарушении прав потребителей
Краевое управление Роспротребнадзора посоветовало красноярцам быть бдительнее при заключении договоров на подбор недвижимости.
10:31 В Красноярске пройдет очередной день бесплатной юридической помощи
21 ноября в Красноярске пройдет очередной день бесплатной юридической помощи.
12 ноября 2019
14:48 Суд обязал благоустроить красноярский спецприемник по прокурорскому иску
Кировский районный суд Красноярска признал спецприемник для административно арестованных МУ МВД России "Красноярское" не соответствующим требованиям законодательства о порядке отбывания административного ареста.
10:32 В Роспотребнадзоре рассказали, на что жители края жаловались чаще всего
В Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю подвели итоги горячей линии по рассмотрению жалоб о защите прав потребителей в октябре.
11 ноября 2019
13:28 Полиция задержала интернет-мошенницу, выудившую у клиенток более 500 000 руб. за покупку мехов
Красноярские полицейские задержали 25-летнюю жительницу Красноярска, подозреваемую в мошенничестве через интернет.
10:48 Прокуратура обнаружила мошенничества при предоставлении земли многодетным в центре Красноярска
В Центральном районе Красноярска выявлены случаи безвозмездного предоставления земельных участков по подложным документам о рождении детей.
8 ноября 2019
18:47 СКР возбудил уголовное дело о халатности по факту нападения стаи собак на ребенка
Следственный комитет возбудил уголовное дело после нападения собак на мальчика в Ленинском районе Красноярска.
16:28 В Красноярске пресекли крупный канал поставки оружия и наркотиков
В Красноярске пресекли крупный канал поставки оружия и наркотиков
12:19 Злостного неплательщика алиментов отправили в колонию строгого режима
Норильчанина, задолжавшего своему ребенку более 60 000 руб., отправили в колонию строгого режима на 6 месяцев.
10:16 Судебные приставы взыскали 274 000 руб. за некачественную химчистку салона авто
В Канском районе судебный пристав-исполнитель взыскала в пользу автовладелицы 274 000 руб. материального ущерба за испорченный салон машины.
7 ноября 2019
16:42 Замначальника красноярской колонии подозревают в злоупотреблении полномочиями
СКР по по Красноярскому краю и Республике Хакасия возбудил уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
10:16 Квалификационная коллегия судей Красноярского края объявила об открытии вакансий
Квалификационная коллегия судей Красноярского края объявила об открытии вакансий.
6 ноября 2019
17:49 Арбитражный суд признал банкротом еще одного красноярского застройщика
Застройщик жилого комплекса "Нойланд Черемушки" ООО "Монтаж-Строй" объявлен банкротом.
15:22 В Красноярском крае назначены федеральные и мировые судьи
В Красноярском крае назначены федеральные и мировые судьи.