Студенческий ресурс в борьбе с нарушениями избирательного законодательства
В данной статье рассмотрим вопрос о том, могут ли студенты юридического института, включенные в участковую избирательную комиссию в качестве членов комиссии с правом совещательного голоса, заниматься профилактикой коррупции в избирательном процессе.
Как мы уже определили ранее профилактика коррупции это по сути своей два действия: выявление и последующее оперативное устранение причин коррупции. Очевидно, у студентов должна быть реальная возможность совершать эти действия.
Законодатель выделяет нескольких ключевых субъектов, отвечающих за соблюдение избирательного законодательства при проведении выборов, отличающихся комплексом прав, которым они обладают:
- член комиссии с правом решающего голоса;
- член комиссии с правом совещательного голоса;
- наблюдатель.
Подробнее см. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"
Рассмотрим в чем преимущество привлечения студентов на выборах именно в качестве члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
- Во-первых, они могут присутствовать на всех этапах выборов в рамках дня голосования, в том числе быть в числе лиц, направленных с переносной урной для голосования, а, следовательно, обнаружить нарушения на любой стадии;
- Во-вторых, они вправе знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
- В третьих, они вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям.
Однако, самого права на ознакомление с материалами и наблюдение за происходящим на избирательном участке недостаточно. Возможность оперативного устранения таких нарушений предоставляется членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса законодателем:
- выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования. Это право позволяет ставить вопрос об устранении нарушений законодательства причин коррупции и принятия комиссией решения, направленное на оперативное их устранение. Подобное позволяет придать публичности обстоятельство, которое планировалось или могло быть использовано коррупционером;
- вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу. Право на получение ответа по существу способствует профилактики, так как при этом оглашается позиция комиссии и принимается публичное решение.
При этом необходимо уточнить, что у самих членов комиссии с правом совещательного голоса нет возможности совершать действия, с которыми специалисты по коррупции в избирательном процессе связывают возможность существования коррупции: в соответствие с п.22 ст.29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" они не могут выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней.
Указанное обстоятельство, в том числе, позволяет снизить вероятность обвинения самих студентов в коррупции в силу отсутствия таких полномочий и повышает степень надежности таких членов в глаза общественности.
Таким образом, студенты в качестве членов комиссии с правом совещательного голоса обладают полным комплексом прав, который позволяет им выявлять нарушения законодательства, в том числе способствующие коррупции, на всех этапах выборов – от запечатывания урны, до подведения итогов голосования, а также оперативно устранять потенциальные причины коррупции.
Кроме того, в ходе проведения выборов были обнаружены следующие тенденции,
1. которые если бы не были устранены, то могли бы способствовать коррупции при голосовании и подсчете голосов:
- Пункт 2.ст.66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предусматривает, что голосование вне помещения для голосования проводится только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
Мотивировки в большинстве случаев носят лаконичный характер – "заболевание". В некоторых участковых комиссиях существует предварительный реестр обратившихся. Подобное обстоятельство может быть использовано членами комиссии, отвечающими за данное направление работы, для фальсификации.
- Законодателем предусмотрена последовательная процедура при подсчете голосов. Строгое соблюдение такой последовательности обеспечивает открытость процесса и невозможность коррупции при подсчете. На некоторых участках были попытки изменить данный порядок. Мотивировка в этом случае – ускорение процесса подсчета голосов.
Очевидно, что, например, ситуация подсчета голосов несколькими членами комиссии может быть использовано для совершения коррупционных деяний.
2. способствующие проведению выборов согласно законодательству РФ:
- Студенты обладали четкими представлениями о законодательном регулировании процесса выборов и могли давать консультации другим членам комиссии при возникновении вопросов. Члены комиссий выражали свою заинтересованность в распространении подобного опыта на предстоящих выборах 2012 г.;
- Студенты из ВУЗа, который не расположен на территории, где они включены в число членов комиссии, могли лично ознакомиться с процедурой голосования по открепительному удостоверению;
- Студенты как представители наиболее активной части населения с большим энтузиазмом, чем другие члены комиссии выполняли свою работу, желая на практике применить все свои знания, в том числе и в составлении заявлений и жалоб.
В ходе проведения выборов на тех участках, на которых работали студенты, не было серьезных нарушений, которые могли бы повлиять на ход голосования. Все предусмотренные законом процедуры были соблюдены. Замечания, возникающие в день выборов, оперативно направлялись в адреса председателей, которые в свою очередь оперативно реагировали на них.
Подводя итоги, можно говорить о том, что студенты – члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут рассматривать как субъекты профилактике коррупции, а данный успешный опыт 4 декабря 2011 года можно использовать при проведении выборов 4 марта 2012 года.
Сергей Красноусов, ассистент кафедры криминологии и деликтологии Юридического института Сибирского федерального университета
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Коррупция в российском избирательном процессе: понятия, формы и система противодействия", проект 11-33-00207а1.