Краевым судом обобщена практика применения КоАП в третьем квартале 2011 года
По результатам анализа постановлений (определений, решений) мировых судей, судей районных (городских) судов края административным составом Красноярского краевого суда подготовлен Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях за третий квартал 2011 года. Документ содержит правовые позиции краевого суда по применению положений общей и особенной частей Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также по применению норм административно-процессуального законодательства.
Предлагаем читателям познакомиться с основными положениями Обзора судебной практики по делам об административных правонарушениях за третий квартал 2011 года, утвержденного на заседании Президиума Красноярского краевого суда 18 октября 2011 года.
1. Касательно практики применения норм административного процессуального законодательства Красноярский краевой выработал следующие правовые позиции, которые можно разбить на три основные группы: нарушение прав участников административного производства, вопросы подсудности административных дел и административного расследования.
1.1. Нарушение прав участников административного производства:
1.1.1. Не предоставление лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможности получения копии протокола об административном правонарушении, является существенным нарушением;
1.1.2. Заявленное лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в протоколе об административном правонарушении ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства подлежит удовлетворению;
1.1.3. Рассмотрение дела ранее назначенного времени в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, нарушает права данного лица;
1.1.4. Немотивированное изменение в постановлении квалификации действий лица не может быть признано технической ошибкой;
1.1.5. Удостоверенные ордером полномочия адвоката включают право на подачу жалобы в вышестоящий суд.
1.2. Вопросы подсудности административных дел:
1.2.1. По смыслу части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, прежде всего судьей проверяется, относится ли к его компетенции рассмотрение поступившего дела. Если протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат направлению по подведомственности, судья обязан вынести соответствующее определение. Разрешение других вопросов, перечисленных в пунктах 1-4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, возможно лишь по делу, рассмотрение которого относится к компетенции данного судьи;
1.2.2. Разрешение вопроса о том, проводилось или не проводилось по делу об административном правонарушении административное расследование, относится к компетенции судьи районного (городского) суда;
1.2.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении военнослужащих не относится к подведомственности мировых судей.
1.3. Административное расследование:
1.3.1. Проведение административного расследования возможно только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ;
1.3.2. После проведения административного расследования вынесение постановления без составления протокола об административном правонарушении законом не допускается.
2. Разъяснения практики применения общих положений КоАП:
2.1. Вменяемость является необходимым признаком субъекта административного правонарушения. Личность виновного судом надлежащим образом исследована не была;
2.2. Срок давности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, составляет один год.
2.3. При назначении административного наказания судам следует учитывать следующее:
2.3.1. Наказание, назначенное без учета имеющих значение обстоятельств, признано чрезмерно мягким;
2.3.2. Допущенная неясность при указании срока лишения специального права повлекла отмену постановления судьи.
Что касается практики применения особенной части КоАП РФ, то здесь краевым судом дано разъяснение лишь относительно одной категории дел – нарушения правил охоты (часть 1 статьи 8.37 КоАП РФ): нахождение охотника на снегоходе с заряженным оружием образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ.
Ознакомиться с полным текстом Обзора судебной практики по делам об административных правонарушениях за третий квартал 2011 года можно на официальном сайте Красноярского краевого суда.