Краевой суд: надзор за лицами, находящимися под домашним арестом, должны осуществлять участковые
В распоряжении Право.Ru/Красноярск оказалось письмо Заместителя председателя Красноярского краевого суда, председателя судебной коллегии по уголовным делам краевого суда Андрея Кулябова от 5 марта 2011 г. N ГП-01-02к-10сп "Об осуществлении надзора за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста" (опубликовано: Буква закона. 2011. № 72), в котором судьям разъясняется, на кого нужно возлагать обязанность по осуществлению надзора за соблюдением ограничений и запретов при домашнем аресте. Это письмо было подготовлено в связи с вступлением в силу ФЗ "О полиции", в котором такая обязанность на органы полиции не была возложена. Однако крайсуд посчитал, что, поскольку до сих пор действует ведомственная инструкция 2002 года, полномочия по надзору за находящимися под домашним арестом подозреваемыми и обвиняемыми следует возлагать на участковых уполномоченных полиции того органа внутренних дел, на административном участке которого проживает данное лицо, так как им будет легче всего осуществлять такой надзор.
Полный текст письма:
На обращение, поступившее в Красноярский краевой суд 1 марта 2011 года, разъясняю, что домашний арест, как одна из мер пресечения, предусмотрен ст. 107 УПК РФ и избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены ст. 108 УПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 107 УПК РФ орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений, определяется непосредственно в постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения. УПК РФ не содержит перечень этих органов или должностных лиц.
Как правильно указано в обращении, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" такая обязанность на органы полиции не возложена. Вместе с тем осуществление надзора за соблюдением установленных судом ограничений лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, не противоречит законодательным и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность органов внутренних дел.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Согласно Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года N 900, участковый уполномоченный должен: контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы (п. 9.15); обеспечивать охрану общественного порядка на территории административного участка (п. 11.1); осуществлять регулярный обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещении с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес; оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверку на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда (п. 14.1); исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий (п. 14.6); выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений (п. 18.2); применять к профилактируемым лицам меры индивидуального предупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований (п. 18.4).
Данный нормативный акт своей силы в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ не утратил, а соответственно распространяется на участковых уполномоченных полиции.
Принимая во внимание, что домашний арест аналогично заключению под стражу имеет своей целью пресечь для подозреваемого, обвиняемого возможность скрыться от следствия и суда, совершать преступления, незаконным образом препятствовать производству по уголовному делу (ст. 97 УПК РФ), наиболее целесообразным будет возлагать надзор за соблюдением установленных судом ограничений лицом, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, на участкового уполномоченного полиции того органа внутренних дел, на административном участке которого проживает данное лицо, поскольку именно указанное должностное лицо органа внутренних дел в пределах своих полномочий может осуществлять надлежащий надзор за исполнением домашнего ареста в сочетании с выполнением повседневных служебных обязанностей.
В настоящее время, в связи с отсутствием в законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, указаний на конкретный орган (должностное лицо), уполномоченные осуществлять надзор за соблюдением ограничений и запретов, возложенных на лицо, в рамках избранной в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста, суды Красноярского края ориентированы на возложение обязанностей по надзору за лицами, находящимися под домашним арестом, на участковых уполномоченных территориального органа полиции, на административных участках которых проживают указанные лица.
Заместитель председателя Красноярского краевого суда, председатель судебной коллегии по уголовным делам А.А. Кулябов