Профессор МГУ Сурен Авакьян: "Протест – это поведение, с которым необходимо считаться"
13 сентября известный российский ученый-конституционалист, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ Сурен Адибекович Авакьян провел для красноярских юристов лекцию-семинар по теме "Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение".
Организатор мероприятия – Красноярское региональное отделение Ассоциации юристов России (КРО АЮР). Это уже второе мероприятие с участием выдающегося ученого, которое организует КРО АЮР для красноярских правоведов. Напомним, 1 октября 2010 года в краевом центре прошла лекция-семинар Василия Владимировича Витрянского заместителя Председателя Высшего Арбитражного суда РФ.
В Красноярск С.А. Авакьян приехал по приглашению Председателя КРО АЮР, спикера Законодательного Собрания Красноярского края А.В. Усса.
На семинар были приглашены более 240 человек – это члены КРО АЮР, муниципальные служащие из районных администраций. Лекция прошла в Большом зале краевой администрации.
Представил почетного гостя слушателям Алексей Клешко – заместитель председателя Законодательного Собрания края, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества.
Особый интерес слушателей вызвало выступление С. Авакьяна по вопросу демократии протестных отношений. В частности, профессор сразу заострил внимание на том, что в настоящее время сами понятия "демократия", "развитие демократии" обесценились. "Демократия должна помогать проявлению себя для каждого человека, который считает, что он должен и может быть участником демократического процесса". Рассуждая об идее политического протеста, ученый сказал, что "у нас нет настоящего понятия, что такое протестные отношения, самое легкое – это связать протестные отношения с враждебностью. Протест в данном случае будет выступать как неприятие власти во враждебном отношении к ней. В свою очередь закономерно желание власти не допустить и прекратить это. Первые становятся гонимыми, жертвами, играют роль мучеников. Власть же – это те, кто запрещает, не разрешает и гробит. В демократическом государстве не следует исходить из того, что категория протеста – это оппозиция, что это отношение большинство и меньшинство. Нужно исходить из того, что протестные отношения – это все допустимо и возможно. Протест – это поведение, с которым необходимо считаться".
Протест, как следовало далее из выступления профессора, может быть легальной формой участия в осуществлении власти. Ученый привел такой пример: год 1993 – всенародное голосование по принятию новой Конституции. 29 миллионов человек проголосовали против, легально выразив тем самым протест.
Протест, форма протеста – это и тот факт, что человек не пришел на выборы, массовое неучастие в выборах может быть как равнодушием, так и способом проявления протеста, несогласия. Протест выражается в действии и может быть выражен в бездействии.
Говоря о политических протестных отношениях, которые существуют в активных действиях, профессор привел следующую их классификацию (исходя их мотивации):
- несогласие с действиями органов государственной власти;
- выступление против законов и иных нормативных актов;
- критика, неподдержка депутатов и кандидатов в депутаты;
- отказ в доверии политическим партиям, фракциям, политическим объединениям;
- публичные критические высказывания против оппонентов;
- критика существующего в стране конституционного строя.
Что дает законотворчество в этом "протестном" плане? На этот вопрос Сурен Авакьян дал ответ, приведя классификацию возможных действий (путей) в рамках существующего законодательства. Итак, первый путь он определил как "личностно-спонтанный", иными словами это публичное самовыражение, причем можно выразить свой протест не словом, а эмоциональным поступком. Второй путь – "право на обращение", здесь профессор ссылался на ст.6 федерального закона "Об обращениях граждан". "Да, нужно запрещать преследования, но человек может выступать с критикой строя, системы, руководителя, но делать это следует не в оскорбительной форме", сказал. С. Авакьян. Третий путь - "право на свободу информации", речь идет о свободе печати, доступа к информации. В этом направлении сейчас существует "перекос, перетекающий в беспредел", он заключается в использовании СМИ для очернения личности разными способами, например, когда дело касается невозможности опубликовать адекватную протестную информацию – будь то по требованию лица либо по суду. Пример: статья в печатном издании выходит на первой полосе, заголовки набраны крупным шрифтом, а опровержение подается на последних страницах мелким шрифтом.
Четвертый путь, о котором сказал профессор – есть "проявление политического протеста в публичном мероприятии". " Это самый непонятный с точки зрения регулирования предмет нашего законодательства. Мы должны различать два момента и дать ответ на вопрос: а это в интересах власти или нет? Следует помнить, что протестное демократическое выступление – это отношение, это дело людей. И надо это вывести из единоличного ведения исполнительной власти", заявил Сурен Адибекович.
Лекция профессора Сурена Адибековича Авакьяна длилась несколько часов. В своем выступлении он приводил исторические примеры, сравнения, жизненные истории. Было много обращений к залу, поэтому еще задолго до дискуссии лекция начала напоминать увлекательный диалог и слушалась "на одном дыхании".
Ирина Шиколова