Анализ коррупционных факторов проекта краевого закона о такси от Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России
3 июня на официальном портале Красноярского края размещен проект краевого закона "Об осуществлении деятельности легкового такси в Красноярском крае". Краевое региональное отделение Ассоциации юристов России провело антикоррупционную экспертизу этого законопроекта и выявило ряд коррупционных факторов. Предлагаем Вашему вниманию заключение по результатам экспертизы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения экспертизы проекта правового акта в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
Головизниным Алексеем Викторовичем и Заблоцким Станиславом Сергеевичем, членами Комиссии по проведению экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Красноярского регионального отделения "Ассоциации юристов России", имеющего статус независимого эксперта, аккредитованного Министерством юстиции Российской Федерации, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010г. № 96, проведена экспертиза проекта Закона Красноярского края "Об осуществлении деятельности легкового такси в Красноярском крае" в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Проект закона края размещен на официальном портале Красноярского края в разделе "Антикоррупционная экспертиза" 03.06.2011г.
В указанном проекте закона выявлены следующие положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции:
1. В статьях 1, 3, 4, 6-9, 12, п. 9 ст. 11 законопроекта предусмотрены нормы права, регулирующие оформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В тоже время, ст. 8 ФЗ РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрен уведомительный порядок начала осуществления, в том числе, деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом. Пункт 3 указанной статьи федерального закона прямо запрещает предъявление требований о получении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти или местного самоуправления для начала осуществления данного вида предпринимательской деятельности. В соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, получение лицензии требуют лишь перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (постановление Правительства РФ №45 от 26.01.2006г.). Однако, под легковым такси законопроект понимает транспортное средство, имеющее не более 8 мест для сидения.
В этой связи, нормы проекта закона субъекта РФ, устанавливающие требование о получении разрешений выходят за пределы компетенции органа государственной власти Красноярского края, поскольку противоречат федеральному закону.
Таким образом, в статьях 1, 3, 4, 6-9, 12, п. 9 ст. 11 законопроекта выявлены коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, противоречащие федеральному законодательству.
2. В статье 6 законопроекта предусмотрен ряд требований, которые предъявляются к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю для осуществления деятельности легкового такси. К таким требованиям, в частности, относятся:
1) наличие у заявителя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, имеющими не менее четырех дверей…
… 7) наличие у заявителя должностного лица, ответственного
за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего
в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
9) наличие у заявителя водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших в соответствии с действующим законодательством медицинское освидетельствование
Данные требования представляются трудновыполнимыми, неопределенными и обременительными для граждан и организаций.
Так, ограничение прав, на которых может принадлежать транспортное средство только правом собственности или лизинга исключает возможность использовать автомобиль, например, взятый в аренду (не в лизинг). Указание на обязательное наличие четырех дверей необоснованно исключает использование в качестве такси автомобилей, имеющих для посадки пассажиров три двери или мотоциклов, хотя это может соответствовать желанию потребителя.
Не менее неясным представляется требование о наличии у заявителя должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности. Функции такого должностного лица и обоснование необходимости его работы у предпринимателя из законопроекта не понятны.
Пункты 7 и 9 ст. 6 законопроекта содержат дополнительные требования к работникам юридического лица или предпринимателя. При этом законопроект включает неопределенные выражения, такие как, "установленный порядок аттестации", наличие "необходимых квалификации и стажа". Кем и когда должен быть установлен порядок аттестации или какие квалификацию и стаж можно считать необходимыми законопроект оставляет без ответа.
Обращает на себя внимание, что ни Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", ни Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ №112 от 14.02.2009г. не устанавливают перечисленных выше излишних требований к фрахтовщикам легкового такси и не предполагают появление дополнительных условий для осуществления соответствующей деятельности на уровне субъектов РФ.
Таким образом, в пунктах 1, 7 и 9 ст. 6 законопроекта выявлены коррупциогенные факторы, устанавливающие для организаций и граждан-предпринимателей неопределенные и трудновыполнимые требования.
В целях устранения указанных коррупциогенных факторов предлагается:
- исключить из статей 1, 3, 4, 6-9, 12, пункта 9 ст. 11 законопроекта нормы, касающиеся разрешений на осуществление деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, включая выдачу разрешений, их переоформление, ведение реестра, отказа в выдаче.
- в пункте 1 ст. 6 законопроекта слова "или на условиях лизинга" заменить словами "или на ином законном праве", слова "имеющими не менее четырех дверей" исключить.
- в статье 6 законопроекта исключить пункты 7 и 9.
На основании п. 3 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" просим о результатах рассмотрения настоящего заключения сообщить по адресам электронной почты: kovrigina07@mail.ru, аrbicon@mail.ru, юридический адрес КРО "Ассоциации юристов России": 660021, город Красноярск, ул. Горького, д. 5, оф. 16, тел. 8-3912-11-96-00 (тел. экспертов).
Члены Комиссии по проведению экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Красноярского регионального отделения "Ассоциации юристов России"
А.В.Головизнин, С.С.Заблоцкий