Новеллы краевого законодательства: льготный солнечный кластер, частный гемодиализный центр и где детям не место?
Вчера открылось очередное заседание сессии Законодательного Собрания края. В нем участвуют 46 депутатов, им предстоит рассмотреть и обсудить 27 вопросов. "Сегодня очень ответственная и напряженная сессия", — отметил, открывая заседание, председатель краевого парламента А.В. Усс.
Мы открываем серию публикаций, посвященных законодательным новеллам весенней сессии.
Налоговые льготы для отдельно взятого солнечного кластера краевой экономики
На сессии был рассмотрен законопроект "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона края „О налоге на имущество организаций“. Срочная корректировка этого закона, предложенная Губернатором края, обусловлена желанием краевых властей предоставить налоговые льготы производителям поликристаллического кремния.
Как сообщает портал ЗС края, на сегодня российские производители микроэлектроники и солнечных модулей полностью зависят от импорта поликристаллического кремния, который служит основой для получения монокристаллического и мультикристаллического кремния (применяются в солнечной энергетике, оптической электронике, плазменной химии, микроэлектронике и других отраслях экономики). За счет средств федерального бюджета в рамках конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2008 году в Железногорске на промышленной площадке Горно-химического комбината было создано экспериментальное производство поликристаллического кремния. На его базе предполагалось образовать инновационный кластер солнечной энергетики, включающий в себя объединение производств по выпуску экологически чистых источников электроэнергии на основе преобразования солнечного света в электричество.
Однако госкорпорация „Росатом“ не планировала дальнейшую реализацию проекта по производству поликристаллического кремния за счет средств федерального бюджета, поэтому в 2009 году непрофильные активы атомной энергетики были выделены, а имущественный комплекс по производству поликристаллического кремния был продан.
По состоянию на 1 января 2011 года остаточная стоимость имущественного комплекса равна 2,4 млрд рублей. При этом реально задействованы в производстве основные средства остаточной стоимостью 1,3 млрд рублей, трудоустроено 229 квалифицированных специалистов. Имущество, которое сейчас не используется, не отвечает техническим и технологическим требованиям, для модернизации и реконструкции оборудования нужны большие финансовые вложения.
Первый этап реализации проекта — модернизация производства — характеризуется отладкой технологического оборудования, применением инновационных разработок, направленных на увеличение производительности труда, снижением энергоемкости технологических процессов, подготовкой обслуживающего персонала, обладающего высокими научно-техническими знаниями. В 2010 году в модернизацию производства поликристаллического кремния уже вложено инвестиций в сумме 300 млн рублей.
Второй этап реализации проекта по созданию инновационного кластера солнечной энергетики требует гораздо больших затрат. Чтобы выпускать в год 4200 тонн поликристаллического кремния с дальнейшей его переработкой в солнечные элементы мощностью 630 МВт, нужно вложить 32,5 млрд рублей. При этом стоимость основных фондов составит 22,1 млрд рублей, а численность высококвалифицированных работников превысит тысячу человек. Однако в настоящее время источники финансирования второго этапа реализации проекта не определены.
Эксперты просчитали два возможных варианта развития событий. Первый, пессимистический, предусматривает консервацию существующего имущественного комплекса и увольнение более 200 квалифицированных работников. Второй, оптимистический, заключается в модернизации оборудования работающим персоналом и выпуск продукции в объемах, обеспечивающих финансирование производства поликристаллического кремния на базе действующего имущественного комплекса. При этом на территории края будет развиваться межотраслевая кооперация предприятий (она может принести в бюджет края более 400 млн рублей в виде налоговых поступлений), также будет решаться проблема трудоустройства и перепрофилирования кадров оборонной промышленности.
По замыслу авторов законопроекта, краевая государственная поддержка в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций на период модернизации оборудования с небольшим объемом инвестиций позволит сохранить производство поликристаллического кремния до той поры, когда будет найден источник финансирования второго этапа проекта. Именно на это нацелен предложенный проект закона, который освобождает от уплаты налога на имущество организации, осуществляющие производство поликристаллического кремния. При этом должно выполняться следующее условие — объемы производства поликристаллического кремния на территории Красноярского края составят не менее двух тонн в первый год, не менее 150 тонн во второй и не менее 500 тонн ежегодно в третий и последующие годы применения льготы. Преференция предоставляется с 1 января 2011 года сроком на пять лет. Высвобождаемые оборотные средства в виде неуплаченного налога на имущество организаций за 2011—2015 годы в размере 317,7 млн рублей будут направлены на обновление и модернизацию производства.
Предполагается, что за первые три года применения льготного налогообложения сократится дефицит в собственных оборотных средствах, будет обеспечено безубыточное производство поликристаллического кремния, укрепится финансовая устойчивость на экспериментальном этапе производства. За четвертый и пятый годы модернизированное оборудование даст возможность производить и реализовывать инновационную продукцию — монокристаллический и мультикристаллический кремний. За пятилетний период достигается экономическая и бюджетная эффективность действия льготного налогообложения. Бюджетный эффект оценивается в 41,3 млн рублей. Сумма дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет края за 2011—2015 годы в условиях действия льготного налогообложения составит 359 млн рублей. Полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций позволит сберечь производство и сохранить занятость высококвалифицированного персонала.
Депутат Валерий Сергиенко выразил беспокойство по поводу стратегического инвестора, который приобрел завод полупроводникового кремния. "У меня замечание протокольного характера, — пояснил депутат. — Законопроект хороший, проект инновационный, но есть одно "но". Компания "КОНТИ", которая стала так называемым стратегическим инвестором, специализируется на строительстве жилья на московском рынке. Как известно, все компании такого профиля сами нуждаются в инвестициях, а здесь еще и нужно вложить 32,5 миллиарда рублей. Нам сказали, что есть некое соглашение. Считаю, что его следует серьезно контролировать. Этот инновационный проект для данной компании, мягко говоря, не совсем профильное дело. Надо, чтобы краевые льготы не ушли в строительный песок".
Первый вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по бюджету и налоговой политике Валерий Семенов подтвердил, что существует трехстороннее соглашение, подписанное в 2009 году Росатомом, Правительством края и группой компаний "КОНТИ". "То, о чем сказал Валерий Иванович, вызывает опасения, но такое соглашение действительно есть, можно с ним ознакомиться, — предложил Валерий Семенов. — Это перспективный законопроект, нацеленный на занятие важной ниши на международном рынке. Документ доработан с учетом замечаний и готов к принятию в первом и втором чтениях". Единогласным голосованием депутаты утвердили предоставление налоговой льготы.
Депутатское "добро" на строительство в краевом центре частного гемодиализного центра
Депутаты рассмотрели законопроект "Об оказании гражданам бесплатных медицинских услуг методом гемодиализа". Докладывал по этому вопросу министр здравоохранения края Вадим Янин.
Предполагается, что в Красноярске откроют частный гемодиализный центр для лечения больных с хронической почечной недостаточностью. Получать в нем лечение все нуждающиеся жители края будут бесплатно. Медицинское учреждение будет получать средства за каждую проведенную процедуру. В документе определяется максимальная цена одной медицинской услуги в размере 4833 рублей и минимальный объем процедур, которые центр будет обязан оказывать. Их должно быть не менее 49 920 ежегодно. Как рассказал министр, параллельно в этом году в крае начнется строительство муниципальных гемодиализных центров в Минусинске, Лесосибирске, Ачинске и Канске. "Деньги на эту программу выделены из краевого бюджета", — пояснил Янин.
Депутат Валентина Бибикова обратила внимание коллег на то, с какой поразительной скоростью закон был разработан и вынесен на сессию. "Этот закон был написан на моих глазах, что называется, „на коленке“. За две недели написали, вынесли на сессию, и сразу в двух чтениях, — возмутилась Бибикова. — Почему мы должны оказывать преференции некому частному лицу? Я считаю, что это совершенно бесперспективный путь. На мой взгляд, нам нужно усиливать государственный сектор, строить такие муниципальные центры на юге, севере, востоке и западе региона, чтобы оказание услуг было максимально приближено к месту пребывания больных. Вместе с тем необходимо развивать это направление в краевой клинической больнице".
Министр на это ответил, что закон носит рамочный характер: "Мы всего лишь определяем финансовые параметры и гарантируем помощь в течение десяти лет. В краевой больнице инфраструктурно — по помещениям, площадям, физическим возможностям — развивать оказание этой медицинской услуги, к сожалению, уже невозможно".
Ну да, заметит критически настоенный читатель, а потом повторится история как с "маршрутками": когда вся высокотехнологичная медицина станет частной, частник скажет, что экономически обоснованные тарифы совсем другие. И государство будет вынуждено играть под его дудку.
Дискуссию вызвала и цена одной услуги гемодиализа в частном центре. Как выяснилось, расходы на материалы и лекарственные средства, необходимые для процедуры, для нового медицинского учреждения заложены в размере почти 2500 рублей. Тем временем сейчас бюджетные учреждения, работающие с аппаратами искусственной почки, получают на эти же цели всего лишь 1080 рублей. Однако Вадим Янин пообещал, что с принятием этого закона частный центр и государственные клиники подведут к единому, более высокому тарифу, что повысит качество оказываемых услуг. Хотя не сообщил, каким именно образом повышение стоимости услуг отразится на их качестве.
Заместитель председателя краевого парламента Алексей Клешко предложил внести изменение в текст законопроекта — добавить, что оказание бесплатных медицинских услуг методом гемодиализа будет осуществляться не только в рамках частно-государственного партнерства, но и государственными и муниципальными учреждениями. Депутаты поддержали поправку Клешко.
В итоге законопроект был принят единогласно в двух чтениях. В ближайшее время, после вступление документа в законную силу, будет объявлен конкурс на право построить в Красноярске гемодиализный центр и оказывать населению соответствующие услуги.
Экспертам по вредным для детей общественным местам добавится работы
Краевые парламентарии приняли в двух чтениях законопроект с изменениями в статью 15 Закона края "О защите прав ребенка".
В нем предлагается установить перечень субъектов, имеющих право направлять предложения в экспертную комиссию, определяющую дополнительные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также общественные места, где в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) и лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
В соответствии с действующей редакцией Закона "О защите прав ребенка" в состав экспертной комиссии включаются депутаты Законодательного Собрания, члены Правительства края, представители органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края, представители органов внутренних дел, специалисты в области детской психологии и психиатрии, педагоги, представители правозащитных общественных объединений, объединений родителей.
В этот перечень дополнительно внесены органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, юридические лица, общественные объединения и иные заинтересованные лица. То есть, список получился практически безразмерным.
Принятым законопроектом устанавливаются также субъекты, наделенные полномочиями по организации информирования детей, родителей (лиц, их заменяющих), юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, о недопустимости нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
По материалам сайта www.sobranie.info