Деятельность по перевозке пассажиров (грузов) с нарушениями лицензий: анализ практики от Арбитражного суда края
Анализ любезно предоставлен Арбитражным судом Красноярского края.
Общие положеия анализа приведены здесь.
Всю предпринимательскую деятельность по осуществлению перевозок можно условно подразделить на несколько групп в зависимости от объекта осуществляемых перевозок и вида транспорта. Так, по объекту можно выделить перевозку пассажиров (подпункты 56, 58, 60, 62, 63 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании) и перевозку грузов, багажа или грузобагажа (подпункты 57, 59, 61, 63 – 65 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании). В зависимости от вида транспорта может выделяться перевозка морским, внутренним водным, воздушным, железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Все названные виды деятельности по перевозке подлежат обязательному лицензированию в порядке, установленном положениями об их лицензировании.
От перевозки грузов необходимо отличать транспортировку грузов, то есть их перемещение без заключения договора перевозки. Транспортировка грузов по железнодорожным путям общего пользования представляет собой самостоятельный вид лицензируемой деятельности, предусмотренный подпунктом 66 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании.
В судебно-арбитражной практике наибольший интерес вызывает лишь один вид перевозки перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек; остальные виды деятельности по перевозке грузов, багажа или грузобагажа либо вообще не становились предметом рассмотрения Арбитражного суда Красноярского края, апелляционных и федеральный арбитражных судов округов, либо их количество в общей структуре рассматриваемых дел крайне незначительно. Это, в свою очередь, не позволяет выявить какие-либо проблемные вопросы в практике правоприменения, а следовательно такие виды предпринимательской деятельности вообще не будут охвачены настоящим анализом.
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ средства автомобильного транспорта отнесены к категории источников повышенной опасности, что означает, что они обладают такими вредоносными свойствами, проявление которых в процессе использования указанных средств человеком полностью не контролируется, а следовательно, деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом может повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан. В силу этого, как указал Конституционный Суд РФ, у законодателя могут быть разумные основания полагать, что максимально возможное снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан при осуществлении названной деятельности не может быть достигнуто без лицензирования, т.е. разрешения предпринимателю осуществлять эту деятельность только после проверки его соответствия необходимым требованиям и условиям[1].
Такие требования и условия сформулированы в пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном Постановлением Правительства Российской федерации от 30.10.2006 № 637 (далее также – Положение, Положение о лицензировании пассажирских перевозок).
Особенностью данного Положения является то, что при определении грубого нарушения лицензионных требований и условий законодатель отказался от традиционного способа их перечисления, взяв за основу критерий последствий их несоблюдения (подпункт "а" пункта 5 Положения) и несоблюдение порядка эксплуатации транспортных средств (пункт "б" пункта 5 Положения).
Так, подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании пассажирских перевозок установлено, что грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий является, в частности, нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек.
Такая законодательная формулировка может допускать двоякое решение вопроса о том, возможна ли квалификация действий перевозчика по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в случае, если в результате дорожно-транспортного происшествия тяжкий вред здоровью причинен только одному человеку?
Согласно первому подходу, в данном случае надлежит руководствоваться правилами конструирования предложений, согласно которым выражение "не менее 5 человек" является зависимым и относится в равной степени ко всем однородным членам предложения. Следовательно, с точки зрения данного подхода, квалификация допущенных нарушений в качеству грубых будет правомерна лишь при наличии человеческих жертв (пострадавших) в количестве не менее 5 человек.
Согласно второму подходу, формулируя данное правило, законодатель имел ввиду разделительный союз "или", следовательно, выражение "не менее 5 человек" относится лишь к последнему случаю (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2008 по делу № А28-6486/2007-120/5).
В ходе настоящего анализа не обнаружен какой-либо подход по излагаемой проблематике в рамках Восточно-Сибирского округа, а потому представляется, что данный вопрос относится к категории дискуссионных и нуждается в дополнительном обсуждении с вышестоящими судебными инстанциями.
Заместитель председателя Арбитаржного суда Красноярского края С.В. Ахметова
Председатель 6 судебного состава Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова
Главный специалист отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Арбитражного суда Красноярского края М.Я. Любченко
[1] Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 № 375-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Томилина Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав положением статьи 4, подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности, а также о даче толкования положения пункта и статьи 71 Конституции Российской Федерации".