Административная ответственность за организацию азартных игр и оказание телематических услуг связи: анализ от АС Красноярского края
Анализ любезно предоставлен Арбитражным судом Красноярского края.
Общие положеия анализа приведены здесь.
Административная ответственность за организацию азартных игр и оказание телематических услуг связи
Из 704 заявлений о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), большинство связано с нарушением законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр.
Правовой основой государственного регулирования данной
деятельности является Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О
государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных
игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации" (далее – Закон об организации и проведении азартных игр),
устанавливающий ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты
нравственности, прав и законных интересов граждан.
Особенностью данного
нормативного акта является наличие большого количества норм, устанавливающих
соответствующие запреты и ограничения, однако при этом конкретных механизмов и
процедуры их реализации не предусмотрено, что, безусловно, не способствует
формированию единой судебно-арбитражной практики.
Примером этого
являются положения части 3 статьи 5 Закона об организации и проведении азартных
игр, согласно которым деятельность по организации и проведению азартных игр с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети
Интернет, а также иных средств связи, включая подвижную связь, запрещена. При
этом законодательно не установлен механизм государственного контроля за
осуществлением соответствующей деятельности посредством сети Интернет и не
предусмотрена юридическая ответственность.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона об организации и проведении азартных
игр, подпункты 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, устанавливающие,
что лицензированию подлежит деятельность
по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с
использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях
казино (деятельность казино); деятельность по организации и проведению азартных
игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме
игровых столов), признаны утратившими силу.
Указанное
обстоятельство повлекло существенное изменение судебно-арбитражной практики,
сложившейся при рассмотрении данной категории дел. В то же время настоящий
анализ показал, что в настоящее время в
Арбитражном суде Красноярского края, как и в Федеральном арбитражном суде
Восточно-Сибирского округа, сложилась единообразная судебная практика
рассмотрения дел этой категории, которую можно обобщить следующими выводами.
Осуществление деятельности по организации и проведению
азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без специального
разрешения (лицензии) образует состав административного правонарушения,
предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с
подпунктами 77, 104 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, деятельность по
организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием
игрового оборудования (кроме игровых столов), а также деятельность по
организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах,
подлежит лицензированию.
В силу частей 1 и 4
статьи 5 Закона об организации и проведении азартных игр деятельность по
организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно
организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1
статьи 6 Закона об организации и проведении азартных игр организаторами
азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные
в установленном порядке на территории Российской Федерации. При этом из анализа
частей 1 и 2 статьи 14 названного закона следует, что деятельность по
организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может
быть организована вне игорных зон исключительно на основании лицензии.
В соответствии с
частями 1, 4 и 5 статьи 16 Закона об организации и проведении азартных игр имеющие
соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия
требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями
2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи,
вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного
настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по
организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Для соответствующих
лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего
Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и
игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока,
указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Со дня вступления в
силу Закона об организации и проведении азартных игр выдача новых лицензий на
осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или)
пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с настоящим
Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и
проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
С учетом изложенного с
01.07.2009 лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению
азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, обязано иметь
соответствующую лицензию. Возможность осуществления указанной деятельности на
основании каких-либо гражданско-правовых договоров, в том числе, агентских и
субагентских, законом не предусмотрена.
При этом статья 1
Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5801 "О запрете деятельности по
организации и проведению азартных игр на территории края", согласно которой на
территории Красноярского края деятельность по организации и проведению азартных
игр с 01.07.2007 запрещена, подлежит ограничительному толкованию. Иными
словами, общий запрет деятельности по
организации и проведению азартных игр не может распространяться на деятельность
букмекерских контор и тотализаторов.
Данный вывод
непосредственно следует из анализа правовой позиции Конституционного Суда РФ,
изложенной в определении от 01.04.2008 № 392-О-О, согласно которой Закон об
организации и проведении азартных игр не может рассматриваться как несоразмерно
ограничивающий конституционные права и свободы лиц, занимающихся данным видом
предпринимательства.
Таким образом, из
содержания статей 4, 5, 7, 14 Закона об организации и проведении азартных игр,
ст. 2, 7, 17 Закона о лицензировании следует, что деятельность по организации и
проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может
осуществляться исключительно на основании лицензии, лицензия не может быть передана
иному лицу. Следовательно, отсутствие такой лицензии образует объективную
сторону административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.1
Кодекса (Данный вывод сделан
Арбитражным судом Красноярского края в решениях от 26.03.2009 по делу №
А33-1909/2010, от 11.12.2009 по делу № А33-19647/2009, от 27.02.2010 по делу №
А33-1032/2010, от 08.06.2010 по делу № А33-6709/2010, от 06.07.2010 по делу №
А33-5177/2010; постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от
12.05.2010 по делу № А33-21439/2009).
Субъекты, осуществляющие деятельность по организации и
проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (в том числе с
использованием информационно-коммуникационной сети Интернет), не подлежат
привлечению к административной ответственности в порядке части 2 статьи 14.1
КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Подпункт 77 пункта 1
статьи 17 Закона о лицензировании, предусматривающий лицензирование
деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе
с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), утратил силу с
30.06.2009.
Из положений статьи 5 Закона
об организации и проведении азартных игр следует, что деятельность по
организации и проведению азартных игр, в том числе, с использованием сети
Интернет, может осуществляться исключительно в игорных заведениях,
соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением
букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом. При этом лицензирование данного вида деятельности
не предусмотрено.
Таким образом, поскольку Законом об организации и проведении азартных игр установлен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, это исключает возможность лицензирования данной деятельности, а следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, отсутствует (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по делу № А33-10131/2009; решения Арбитражного суда Красноярского края от 10.08.2009 по делу № А33-10712/2009, от 02.09.2009 по делу № А33-13869/2009).
Заместитель председателя Арбитаржного суда Красноярского края С.В. Ахметова
Председатель 6 судебного состава Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова
Главный специалист отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Арбитражного суда Красноярского края М.Я. Любченко