Проблемы и перспективы применения технологий удаленного доступа в деятельности органов судебной власти
Удаленный доступ к суду как часть электронного правительства
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом" (ч. 4 ст. 29). Право на информацию граждан о деятельности публичных органов власти, в том числе и судебных, в современных условиях развития общественных отношений должно быть максимально открытым и доступным.
Новая программа развития судебной системы Российской Федерации в качестве первоочередной задачи ставит обеспечение открытости и прозрачности правосудия как важнейшего условия повышения к нему доверия людей. Решить эту задачу можно настойчиво внедряя в деятельность судов современные информационные технологии.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия" в Российской Федерации с 2002 г. осуществляется построение системы электронного государства. Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа предоставления услуг и информации для населения посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий, структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.
Россия пытается догнать ушедший вперед Запад
В странах, которые в числе первых обратили внимание на IT-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, электронное государство рассматривается как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом. Известно, что сам термин "electronic government" впервые начал использоваться во времена администрации президента США Билла Клинтона. Русский вариант термина "электронное правительство" появился как калька с английского вслед за такими категориями, как "электронная торговля" (e-commerce), "электронный бизнес" (e-business) и др.
За рубежом развитию информационных технологий в судебной системе уделяется значительное внимание.
Еще в конце 1980 годов в США зародилась прогрессивная автоматизированная система PACER, которая способствует реализации электронного правосудия, например, с помощью этой системы спорящие стороны могут подавать документы интерактивно в виде электронных файлов и иметь доступ к материалам судебных дел через Интернет-ресурсы. Системой PACER установлено взимание платы в размере $0.08 за страницу при пользовании системой на сумму свыше $10 в год.
Современная Экспериментальная Программа Электронного Документооборота (Electronic Working Pilot Scheme) в Англии и Уэльсе начала действовать сравнительно недавно, с 1 апреля 2009, в Адмиралтейском (морском) и Торговом судах, Лондонском Промышленном и Торговом суде при Королевском суде. В отличие от PACER Electronic Working Pilot Scheme не требует регистрации, необходимо просто войти на сайт суда.
Вспомогательное электронное средство "электронная система гражданского судопроизводства" (ЭГС) в Италии рассматривается как дополнительная возможность для сторон в процессе, судей, работников аппарата суда решить ряд технических проблем, используя электронную передачу данных. Экспертами отмечается, что предложенное решение оказывается еще и экономически выгодным. В Италии "электронное гражданское судопроизводство" (ЭГС) является дополнительной возможностью для сторон, участвующих в процессе, судей, председателей судов, работать с процессуальными документами, использовать электронную передачу данных. В настоящее время работает система PolisWeb.
Что делается у нас?
Не стала исключением и судебная система России. В федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 годa № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. В интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента была создана программа ГАС "Правосудие".
По заказу ВАС РФ была создана и достаточно успешно внедрена автоматизированная информационная система судопроизводства (АИС) системы арбитражных судов, включающая в себя АИС "Банк решений арбитражных судов" (БРАС), АИС "Страж", АИС "Мой арбитр" и другие автоматизированные информационные системы.
ПК "Мировые судьи" позволяет автоматизировать весь цикл судебного документооборота мирового судьи, от поступления дела и его рассмотрения до списания дела в архив и его последующего уничтожения. На территории Красноярского края данная программа не так давно начала функционировать на участках мировых судей.
В чем разница между электронным правосудием и информатизацией судов?
Следует отметить, что необходимо разграничивать понятия "электронное правосудие" и "информатизация судов". Что реализуется в Российской Федерации посредством применения перечисленных выше АИС?
Информатизация судов предполагает компьютерные ресурсы и технологии в качестве предоставления определенной информации, которые не предусматривают процессуальных действий в электронной форме.
Электронное правосудие предусматривает возможность совершения процессуальных действий в цифровой форме. В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие, как подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде, электронное судебное дело, движение этого дела из суда в суд в электронной форме, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений и пр.
На современном этапе развитие судебной системы Россия идет, прежде всего, по пути информатизации судов. Были созданы официальные сайты судов РФ, формируются банки решений, но возможности совершения процессуальных действий в цифровой форме ограничены. Однако можно сказать, что система арбитражных судов делает последовательные и уверенные шаги к формированию электронного правосудия.
Так, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области официально предложил всем участникам споров получать уведомления о назначении дел по электронной почте. Стать участником арбитражного процесса по электронному обмену информацией по делам с участием организации можно путем указания в исковом заявлении (заявлении) e-mail, по которому необходимо направлять электронные копии судебных актов.
Литвинова Нина Олеговна, студентка 3 курса ЮИ СФУ
Клементьев, А. С. Опыт создания интегрированных информационных систем органов уголовной юстиции зарубежных стран // Рос.следователь. 2007. № 5. С. 38-41.
Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 10.09.2009) "О федеральной целевой программе Электронная Россия (2002 2010 годы)"
Федосеева, Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Администратор суда. 2008. №3. С. 14-17.
Федосеева, Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Администратор суда. 2008. №3. С. 14-17.
PACER Coming Into lts Own at 20 http://www.resourceshelf.com/2008/12/20/pacer-coming-into-its-own-at-20
http://www.nytimes.com/2009/02/13/us/13records.html?pagewanted
Ринальди Д. Электронное гражданское судопроизводство в Италии// Pravo.ru.-2009 г.
Федосеева Н. Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Администратор суда. - 2008 №3 - стр. С. 14-17.