427Документов
доступно
Читаемое
Обсуждаемое
Новости

Проблемы доступности правосудия в крае: некоторые итоги проекта "Разработка региональной модели мониторинга доступности правосудия для населения Красноярского края" (2009 г.)

Доступность суда можно через физическую, информационную и сервисную составляющие
Доступность суда можно через физическую, информационную и сервисную составляющие

Что за исследование: общая информация о проекте.

В 2009 году в рамках грантового финансирования Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности творческим коллективом ученых и преподавателей Юридического института СФУ  с привлечением преподавателей Института педагогики, психологии и социологии, Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ под руководством заведующего кафедрой уголовного процесса Юридического институтаСФУ д.ю.н., Николая Геннадиевича Стойко был реализован проект "Разработка региональной модели мониторинга доступности правосудия для населения Красноярского края в системе мировой юстиции".

Партнерами проекта выступили Адвокатская Палата Красноярского края, администрация всероссийского правового портала "Право.ру".

Целью проекта стало создание модели постоянно действующего мониторинга доступности правосудия, содействующего максимальному приближению судов к населению и населения к судам.

В рамках данной обзорной статьи мы попытаемся определить общие контуры проекта и, не претендуя на системность, описать важнейшие, на наш взгляд, из полученных результатов.   

В чем суть проекта? 

В рамках проекта была разработана оригинальная модель мониторинга доступности правосудия и соответствующий инструментарий для комплексной оценки доступности суда.

Зачем это нужно?

Создание системы мониторинга доступности с точки зрения управления судебной системой наиболее актуально в контексте принятого Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", который вступает в действие с 1.07.2010. Это связано с тем, что механизм реализации  данного закона комплексно не проработан. Создается ситуация, когда  принятие управленческих решений, связанных с обеспечением доступа граждан к правосудию, фактически основывается только на одном управленческом канале связи "председатель суда + соответствующий орган Судебного департамента – вышестоящие суды и Судебный департамент Верховного суда РФ", что потенциально может создавать ситуации некорректного отражения имеющих значение для реализации закона фактов или их тенденциозной интерпретации.

Поэтому для минимизации риска принятия неэффективных управленческих решений следует иметь второй независимый канал получения информации о состоянии доступа к правосудию. 

Данная управленческая миссия мониторинга доступности правосудия органически сочетается со стратегическими интересами профессионального юридического сообщества и соответствует потребностям и интересам граждан – участников коммуникации с судебной системой. 

Слова благодарности. 

Творческий коллектив проекта выражает искреннюю признательность за помощь и  содействие  в реализации проекта, ценные замечания и предложения, высказанные как в ходе работы над проектом, так и на его презентации:

Александру Викторовичу Уссу, Председателю Законодательного Собрания Красноярского края, доктору юридических наук, профессору;

Павлу Витальевичу Шошину, Председателю Третьего  арбитражного апелляционного суда;

Татьяне Федоровне Меркушевой, заместителю Председателя Красноярского краевого суда;

Сергею Николаевичу Мальтову, Председателю Адвокатской Палаты Красноярского края, заведующий кафедрой, заведующий кафедрой адвокатской практики Юридического института СФУ, кандидату юридических наук, доценту;

Ирине Викторовне Шишко, директору Юридического института СФУ, доктору юридических наук, профессору;

Алексею Николаевичу Тарбагаеву, заведующему кафедрой уголовного права Юридического института СФУ, доктору юридических наук, профессору;

Андрею Анатольевичу Иптышеву, исполнительному директору краевого государственного автономного учреждения "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности". кандидату технических наук 

Проектные работы: что было?

Разработка  модели проводилась в два этапа.

На первом этапе происходило осмысление различных оснований для построения модели мониторинга доступности правосудия, были обозначены контуры данной модели.

Для этого творческим коллективом был проведен анализ действующего законодательства, существующих исследовательских практик (включая результаты проектных разработок), научных публикаций (в том числе, зарубежных), методик оценивания и интернет-практик в области обеспечения доступности правосудия.

В итоге, прежде всего, было предложено разграничить два аспекта доступности правосудия:

1) открытость правосудия (другими словами, доступность суда);

2) качество правосудия.

Осознавая невозможность объять необъятное, коллектив сконцентрировался в 2009 году на первом аспекте: построении модели открытости правосудия (доступности суда).

И на этом направлении  было получено несколько результатов, которые, на наш взгляд, могут претендовать на оригинальность и имеют практическое значение.

В чем разница между российскими и зарубежными проектами?

Во-первых, проведенный анализ отечественных проектов в области оценки доступности правосудия показал, что, ни одно из них не дало четкого и разработанного инструментария оценивания доступности правосудия. По большей части такая задача исследователями  и разработчиками и не ставилась: целью было получение собственно социологической информации.

1) "Москвичи об обеспечении реальной защиты их законных прав (на практике обращения к мировым судьям города Москвы)",  ноябрь-декабрь 2005 года и февраль-апрель 2008 года, исследователь (оператор мониторинга): компания "Башкирова и партнеры" по заказу Правительства Москвы (Психологи спрашивают — москвичи отвечают // Московская мировая юстиция. -2008. -№8)

2) Общероссийский массовый опрос граждан России по теме: "Оценка деятельности судов в Российской Федерации", 2007 г. (Отчет ОАО "ВЦИОМ" по результатам общероссийского массового опроса граждан России по теме: "Оценка деятельности судов в Российской Федерации". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wciom.ru:8080/fileadmin/content/courts.zip (11.11.2009))

3) Всероссийский мониторинг по проблемам судебной реформы в Российской Федерации, 2006-2008 гг. (Аналитический обзор результатов Всероссийского мониторинга по проблемам судебной реформы в Российской Федерации. – М.: Р.Валент, 2009)

4) Мировой суд: доступность и эффективность. Социологические исследование мировой юстиции в Санкт-Петербурге, октябрь-ноябрь 2006 г. (Мировой суд: доступность и эффективность. Социологические исследование мировой юстиции в Санкт-Петербурге. Составитель – Общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Санкт-Петербург, 2007)

5) Мониторинг открытости и справедливости судов г. Воронежа, август – декабрь 2006 г. (Мониторинг открытости и справедливости судов г. Воронежа – Воронеж: Издательство Профсоюза литераторов. – 2007. – 36 с.)

Общие замечания по изученным материалам о мониторинге правосудия таковы:

1.  Системы индикаторов значительно различаются по охвату и объему, а системы мониторинга зачастую характеризуются слабой концептуальной основой и отсутствием четких критериев для отбора индикаторов.

2.  Исследования носят локальный и ситуативный характер, возможность тиражирования использованного в данных исследованиях социологического инструментария  практически отсутствует.

Напротив, исследованные нами западные проекты оценки доступности правосудия пристальное внимание уделяют именно инструментарию (дополнительную информацию о них см.. например:  http://www.ncsconline.org/D_Research/tcps/index.html;  http://www.ncsconline.org/D_Research/tcps/profiles.pdfwww.oikeus.fi; http://www.undp.org/oslocentre; www.vera.org; www.coe.int/t/dghl/cooperation/cepej/quality)

В США и Европейском Союзе в течение последних двадцати лет было разработано несколько методик, направленных на оценку различных аспектов судебной деятельности. Развитие систем мониторинга продолжается и в настоящее время. Причем такие исследования проводятся не только государственными органами, но и высшими учебными заведениями, а также общественными организациями. В настоящий момент, кроме представленных исследований с целью изучения судебной системы, выявления проблем системы и поиска путей модернизации практически в каждом западном государстве проводятся подобные исследования.

Тенденции в изучении доступности правосудия

Во-вторых, сегодня можно говорить о следующих тенденциях в изучении вопроса доступности правосудия и поиска критериев оценки данной доступности:

Первой тенденцией является тенденция осмысленного поиска и критического изучения опыта других стран в проведении подобных исследований, при этом для исследователей характерен уход от попыток простого копирования иностранных критериев, стремление к разработке собственных, во многом основанных на практике конкретного государства.

Следующей тенденцией является тенденция к выбору определенного аспекта доступности и акцентированию внимания именно на нем. При этом проведение первого исследования в большинстве случаев связано с количественным изучением доступности правосудия как основы для дальнейшего изучения доступности с  точки зрения его качества.

Разработка большого числа критериев (аспектов) не представляется необходимой для большинства исследований, при этом каждый критерий подробно раскрывается через показатели. Число таких критериев (аспектов) варьируется от 4 до 10. Это связано с поиском баланса между ценностями валидности и затратности.

При формировании пакета критериев (аспектов) в большинстве случаев одновременно используется мнение "изнутри" (судей, персонала суд, статистики суда) и "извне" (участников производства, простых граждан). Баланс "извне" и "изнутри" — огромная проблема для оптимизации критериев.

Сам пакет критериев (аспектов) воспринимается как рабочий инструмент, но не как догма, поэтому он может изменяется в ходе обсуждения данных критериев внутри группы разработчиков, среди специалистов, в результате проведения пилотажа. Авторы проектов, как правило, открыто говорят о невозможности создания идеальных критериев и о допустимости наличия дублирующих показателей (индикаторов) критериев (аспектов), которые в совокупности с другими дают более подробное представление о доступности правосудия. При подобной ситуации сами критерии должны быть понятны, как самим авторам, так и респондентам, дополнительные пояснения к критериям необходимо минимизировать.

Вместе с тем, полученные сведения (результаты наблюдений, анкеты, интервью) позволяют выделить общую направляющую линию критериев, на основании которых возможно оценивать доступность правосудия, о чем далее и пойдет речь.

Три линии доступности: физическая, информационная, сервисная

В-третьих, доступность суда была описана в проекте с точки зрения  3-х функциональных блоков критериев: физическая, информационная и сервисная доступность.

В результате работы были выделены признаки и сформулированы рабочие (используемые в рамках проекта) определения 3-х вышеназванных составляющих доступности правосудия:

1.  физическая доступность – это комплексная характеристика существующих возможностей и ограничений  для заинтересованных лиц, связанных с  допуском  к суду как государственному органу, его отдельным структурным подразделениям и должностным лицам;

2.  информационная доступность – это комплексная характеристика существующих возможностей и ограничений  для заинтересованных лиц в  отношении сведений публичного характера, связанных с осуществлением правосудия  и реализацией права на судебную защиту;

3.  сервисная доступность — комплексная характеристика существующих в суде условий для оптимизации получения заинтересованными лицами публичных услуг и совершения действий, направленных на реализацию права на судебную защиту.

Авторы модели при разработке критериев учитывали необходимость:

  • определения  аспектов оценивания  (сами авторы при разработке выделили аспекты:  доступность суда и качество  правосудия);
  • использования в качестве критериев оценивания стандартов деятельности всего суда;
  • отбора критериев таким образом, чтобы их можно было применять для оценки доступности настолько просто, насколько это возможно; 
  • детальной характеристики каждого из качественных критериев;
  • обсуждения итогов разработки на собраниях судей, на беседах с судьями, посвященных эффективности и развитию их деятельности (в том числе  с представителями судов и заинтересованных лиц, таких как прокуроры, адвокаты и правозащитники).

Каждый из данных критериев задается и описывается рядом индикаторов, соответствующих и удерживающих смысл критерия. Последние, в свою очередь, характеризуются определенными показателями. На этом шаге моделирования нами производилась оценка соответствия стандартам. Именно поэтому, выделенные показатели имеют свои истоки в нормативах и стандартах РФ.  Подобная структура моделирования  дает возможность, с высокой степенью эффективности, оценить доступность суда.

Требования к критериям, индикаторам и показателям доступности суда

Нами использовались следующие основные требования к перечню критериев, индикаторов и показателей доступности суда:

Полнота и сбалансированность. Набор показателей должен адекватно отражать общее состояние дел в области доступности суда, без слишком выраженного "перевеса" в сторону той или иной группы факторов, препятствующих доступу, того или иного аспекта состояния судебной системы. Только целостный подход к доступности мировых судей, рассматривающий весь комплекс характеристик, может привести к практическим результатам.

Чувствительность. Измеряемые параметры должны статистически достоверно меняться при изменении условий, включая возможность отслеживания динамики этих показателей (см.: Developing Indicators to Measure the Rule of Law: A Global Approach. A Report to the World Justice Project by Jim Parsons, Monica Thornton, Hyo Eun (April) Bang, Ben Estep, Kaya Williams, and Neil Weiner Members of the Altus Global Alliance, VERA INTERNATIONAL INDICATORS GROUP. JULY 2008. Page 6.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.altus.org/pdf/dimrol_en.pdf).  Данное требование продиктовано прикладным значением проводимого мониторинга: малая вариабельность и большая "инертность" показателей не позволили бы проводить мониторинг состояния доступности суда. Система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических и других особенностей района  судебного участка в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на участковом, муниципальном, региональном уровнях;

Интерпретируемость. Используя показатель, необходимо понимание того, что именно он характеризует. В противном случае все остальные требования оказываются бесполезными.

Доступность и надежность данных. Данное требование в наибольшей степени зависит от местных условий. Выбирая тот или иной параметр для дальнейшего изучения, необходим регулярный сбор данных. Причем изменение параметров должно проводиться по стандартной методике, что обеспечивает в дальнейшем возможность сравнения и построения рейтингов. При этом следует обеспечивать однозначность интерпретации значений показателей.

Экономичность. Поскольку сбор данных может происходить в очень широких масштабах, любой лишний показатель потенциально способен увеличить временные и организационные усилия на получение сведений о нем, что, во многих случаях, увеличит и стоимость работ. Опираясь на то, что известно о доступности суда в настоящее время, нужно пытаться избавиться от показателей, которые друг друга дублируют (например, жестко коррелируют друг с другом).

Выбор критериев, индикаторов и показателей, положенных в основу разработанной модели, был продиктован не только перечисленными требованиями, но и опытом зарубежных стран. Например, изучение физической, информационной и сервисной доступности составляет неотъемлемую часть американской системы мониторинга правосудия TCPMS. Кроме того, как отмечают финнские специалисты, ресурсы, находящиеся в распоряжении судов (здания, техническое обеспечение), оказывают влияние и на качество судебного разбирательства (См.: Проект судов округа Апелляционного суда Рованиеме, Финляндия. Оценка качества разрешения дел в судах. Принципы и предлагаемые критерии качества. Май, 2007. Рованиеми – Екатеринбург – Оулу. С. 12, 13. www.oikeus.fi/uploads/8soy3c.pdf). Обоснованность и необходимость применения указанных критериев доступности правосудия была также подтверждена в ходе их экспертизы ведущими юристами-практиками Красноярска: судьями Красноярского краевого суда,  Арбитражного суда Красноярского края, адвокатами.

Полученные результаты работ по этапу были положены в основание модели мониторинга и  использованы на втором этапе работы. 

Без категории: Доступность правосудия
   
Разместить на:


5 декабря 2019
15:19 Дизайн магазина деликатесов в красноярском аэропорту стал поводом для судебного спора
В Арбитражный суд Красноярского края поступило исковое заявление предпринимательницы Татьяны Жаворонок. Она требует признать недействительными торги на право заключения договора аренды помещения для размещения магазина по продаже сибирских деликатесов в международном аэропорту "Красноярск"
3 декабря 2019
15:06 Красноярцу грозит до пяти лет колонии за нападение на судебного пристава
В отношении жителя Красноярска возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"). Он напал на судебного пристава.
14:58 Нарубивший лес на 9 млн рублей житель Канска предстанет перед судом
В Красноярском крае возбудили уголовное дело в отношении мужчины, который незаконно вырубил лес на 9 000 000 рублей.
2 декабря 2019
14:30 Ачинские наркосбытчики получили 7 и 9 лет колонии за торговлю "синтетикой"
В Ачинске суд вынес приговор наркосбытчикам, распространявшим наркотики через тайники. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
28 ноября 2019
12:56 Медицинские кабинеты детсадов Красноярска получат лицензию только после вмешательства прокурора
После вмешательства прокуратуры Октябрьского района Красноярска детская больница начала процедуру получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах детских садов.
27 ноября 2019
13:26 Пассажира из Норильска накажут за решение лететь бизнес-классом без билета
Транспортные полицейские привлекли к административной ответственности пассажира самолета в Красноярске, который нарушил правила полета и не выполнил распоряжения командира воздушного судна.
12:29 Смерть водителя в ДТП обернулась для виновника аварии сроком в колонии
5 ноября Канский городской суд рассматрел дело гражданина Ильина, который обвинялся по ч.3 статья 264 УК РФ в совершении преступления. По версии обвинения, он нарушил правила дорожного движения при управлении автомобилем, и в результате по неосторожности причинил смерть водителю второго участника ДТП.
26 ноября 2019
15:13 Дело об опасном мусоре на полигоне Саяногорска дошло до суда
25 ноября прокурор Республики Хакасия утверждил обвинительное заключение в отношении должностного лица коммерческой организации, которого обвиняемого в ином обращении химических отходов с нарушением установленных правил, если это деяние создало угрозу причинения существенного вреда окружающей среде (ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации).
13:16 Пожар в краевой колонии обернулся прокурорской проверкой
Красноярская прокуратура провела проверку по факту пожара в ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе ведомства.
25 ноября 2019
13:56 Бывшего инспектара лишили мундира за махинации со страховыми выплатами
Прокуратура Октябрьского района поддержала в суде обвинение по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями бывшим инспектором ДПС. Подробнее об этом рассказали в региональной прокуратуре.
11:56 Попытка получить компенсацию за таблетки обернулась для красноярки потерей 138 тыс. рублей
Попытка получить компенсацию за некачественные таблетки обернулась для красноярки потерей 140 000 рублей. Подробнее об этом рассказали в краевой полиции.
22 ноября 2019
15:32 РЖД заплатит 1,5 млн рублей за нарушение порядка строительства
РЖД привлекли к административной ответственности. Компания заплатит 1 500 000 рублей за административные правонарушения. Подробнее об этом расказали в пресс-службе АС Красноярского края.
12:07 Фиктивное трудоустройство слесаря-сантехника обернулось уголовным делом для руководителя
В Красноярске начальника филиала "Дом ребенка" заподозрили в злоупотреблении полномочиями. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе ГУ СК РФ по краю.
21 ноября 2019
16:02 Молодой железногорец ответит перед судом за ДТП с полицейским
Житель Железногорска сбил сотрудника полка ДПС. Как рассказали в Следственном комитете по Красноярскому краю и Хакасии, все произошло 19 октября 2019 года. 21-летний молодой человек находился в своей машине около дома на улице 60 лет ВЛКСМ. Его пытался остановить сотрудник полка ДПС, однако водитель испугался возможного наказания и сбил полицейского.
10:44 Сотрудниц красноярского банка наказали за присвоенные из банкоматов купюры
Сотрудниц банка наказали за хищение денег из банкоматов. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе краевой прокуратуры.
20 ноября 2019
15:31 Пьяное оскорбление полицейского обошлось жителю края в 10 тыс. руб.
В Туруханском районе местного жителя признан виновным в оскорблении полицейского. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе ГУ СК РФ по краю.
11:51 Жительница Хакасии ответит перед судом за контрабанду сильнодействующих веществ
В Республике Хакасия местная жительница предстанет перед судом за контрабанду сильнодействующего вещества. Подробнее об этом рассказали в пресс-службе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.
19 ноября 2019
16:15 "Сибиряк" хотят заставить платить за долгую стройку нового корпуса краевой больницы
Строительную компанию "Сибиряк" хотят заставить заплатить около 8 916 000 рублей за стройку нового корпуса краевой больницы. Объект должен был быть достроен и открыт к Универсиаде-2019 в марте, но до сих пор не открыт.
14:32 Строительство метро в Красноярске может стать поводом для судебного разбирательства
В Арбитражный суд Красноярского края поступил спор по строительству участка первой линии метрополитена в Красноярске. об этом рассказали в пресс-службе суда.
13:39 Экс-председателя участковой избирательной комиссии заподозрили в подделке подписей избирателей
В Красноярском крае экс-председателя участковой избирательной комиссии заподозрили в нарушении конституционных прав граждан. Подробнее об этом рассказали в ГУ СК РФ по краю.
15 ноября 2019
16:58 Прокуратура добилась возбуждения уголовного дела по факту загрязнения вод реки Сисим
Прокуратура добилась возбуждения уголовного дела по факту загрязнения вод реки Сисим вследствие прорыва дамбы 9 октября.
14:11 Жителя Железногорска отправили в колонию строгого режима за угрозу убийства ветеринару
Жителя Железногорска осудили за угрозу убийства ветеринару. Размахивая ножом, тот требовал спасти любимого кота.
10:47 Экс-глава счетной палаты Татьяна Давыденко продолжает оспаривать свою отставку
Экс-глава счетной палаты Татьяна Давыденко продолжает оспаривать свою отставку
14 ноября 2019
17:05 Красноярца осудили за фиктивную прописку пятерых иностранцев
Жителя Ленинского района краевого центра осудили за фиктивную прописку в своей квартире пятерых иностранцев.
13:23 Суд отказал ООО "Аэропром" в иске к краевому Лесопожарному центру
Арбитражный суд Красноярского края отказал руководителю ООО "Аэропром" Марии Давыденко в удовлетворении заявления об отмене решения УФАС о признании обоснованными действий КГАУ "Лесопожарный центр" при закупке авиационных услуг на тушение лесных пожаров.
10:25 Судебные приставы добились погашения 6 700 000 руб. долга по зарплате
Судебный пристав ОСП № 2 Советского района по Красноярску взыскала 6 700 000 руб. долга по заработной плате работникам предприятия, осуществляющего буровые работы.
13 ноября 2019
15:16 Дело поджигателей красноярской мэрии ушло в суд
Прокуратура направила в суд уголовное дело двух красноярцев, забросавших здание городской администрации бутылками с зажигательной смесью.
12:39 Красноярских риэлторов уличили в нарушении прав потребителей
Краевое управление Роспротребнадзора посоветовало красноярцам быть бдительнее при заключении договоров на подбор недвижимости.
10:31 В Красноярске пройдет очередной день бесплатной юридической помощи
21 ноября в Красноярске пройдет очередной день бесплатной юридической помощи.
12 ноября 2019
14:48 Суд обязал благоустроить красноярский спецприемник по прокурорскому иску
Кировский районный суд Красноярска признал спецприемник для административно арестованных МУ МВД России "Красноярское" не соответствующим требованиям законодательства о порядке отбывания административного ареста.
10:32 В Роспотребнадзоре рассказали, на что жители края жаловались чаще всего
В Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю подвели итоги горячей линии по рассмотрению жалоб о защите прав потребителей в октябре.
11 ноября 2019
13:28 Полиция задержала интернет-мошенницу, выудившую у клиенток более 500 000 руб. за покупку мехов
Красноярские полицейские задержали 25-летнюю жительницу Красноярска, подозреваемую в мошенничестве через интернет.
10:48 Прокуратура обнаружила мошенничества при предоставлении земли многодетным в центре Красноярска
В Центральном районе Красноярска выявлены случаи безвозмездного предоставления земельных участков по подложным документам о рождении детей.
8 ноября 2019
18:47 СКР возбудил уголовное дело о халатности по факту нападения стаи собак на ребенка
Следственный комитет возбудил уголовное дело после нападения собак на мальчика в Ленинском районе Красноярска.
16:28 В Красноярске пресекли крупный канал поставки оружия и наркотиков
В Красноярске пресекли крупный канал поставки оружия и наркотиков
12:19 Злостного неплательщика алиментов отправили в колонию строгого режима
Норильчанина, задолжавшего своему ребенку более 60 000 руб., отправили в колонию строгого режима на 6 месяцев.
10:16 Судебные приставы взыскали 274 000 руб. за некачественную химчистку салона авто
В Канском районе судебный пристав-исполнитель взыскала в пользу автовладелицы 274 000 руб. материального ущерба за испорченный салон машины.
7 ноября 2019
16:42 Замначальника красноярской колонии подозревают в злоупотреблении полномочиями
СКР по по Красноярскому краю и Республике Хакасия возбудил уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
10:16 Квалификационная коллегия судей Красноярского края объявила об открытии вакансий
Квалификационная коллегия судей Красноярского края объявила об открытии вакансий.
6 ноября 2019
17:49 Арбитражный суд признал банкротом еще одного красноярского застройщика
Застройщик жилого комплекса "Нойланд Черемушки" ООО "Монтаж-Строй" объявлен банкротом.
15:22 В Красноярском крае назначены федеральные и мировые судьи
В Красноярском крае назначены федеральные и мировые судьи.